«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине

Британская организация Logically Facts, специализирующаяся на борьбе с дезинформацией, отмечает, что после вторжения ХАМАСа на территорию Израиля 7 октября 2023 года циркуляция термина «Палливуд» в Сети стабильно увеличивалась. Так по данным аналитиков с 7 по 27 октября число упоминаний «Палливуда» достигло 146 000 раз, 82 000 из них принадлежат уникальным пользователям. Сегодня эта цифра может быть значительно выше.

Редакция Factcheck.kz рассказывает, с чего началась история термина «Палливуд», и какую роль он играет в текущей информационной войне.

Краткие итоги

  • Термин «Палливуд» придумал американский историк Ричард Ландес, который использовал его для описания предполагаемых манипуляций, искажений или обмана в СМИ со стороны Палестины при поддержке западных журналистов. Причиной своего интереса к теме Ландес называет известный кейс 12-летнего Мухаммеда аль-Дуры. Смерть подростка, ставшего жертвой перестрелки между израильской и палестинской сторонами в сентябре 2000 года, была запечатлена телекамерой. На сегодняшний день, нет никаких доказательств того, что видео является постановочным.
  • Мы разобрали несколько других свидетельств Ричарда Ландеса, а также некоторые сообщения, которые появились в ходе нынешнего обострения конфликта, и пришли к выводу, что они либо манипулятивны, либо бездоказательны. В целом, сама идея о существовании некой «индустрии» по созданию постановочных видео в Палестине не доказана и граничит с конспирологией.
  • Ярлык «Палливуд» оказывает негативное влияние на информационное поле. В частности, аналитики из Logically Facts отмечают, что среди интернет-пользователей появляется тенденция к высмеиванию и обесцениваю реальных жертв. Как и в случае со злоупотреблением термина «фейк ньюс», «Палливуд» становится удобной формулой для отрицания любых заявлений Палестины и даже мировых СМИ о происходящем в секторе Газа. Это усложняет работу журналистов и правозащитных организаций.
  • Мы не утверждаем, что дезинформации во время военных конфликтов не существует. Однако каждый визуальный материал нужно проверять по отдельности, не основывая свой анализ на сомнительных теориях.

Что такое «Палливуд»

Всем известно о Голливуде и его индийском аналоге — Болливуде. Гораздо меньше людей, возможно, знают о нигерийском Нолливуде. Сегодня в социальных сетях и СМИ встречается и, так называемый «Палливуд» (1, 2, 3). Это составное от Палестина+Голливуд. Термин и его дефиницию придумал американский историк Ричард Ландес. В 2005 году он представил документальный фильм «Палливуд: согласно палестинским источникам».

«Палливуд» определяется Ландесом как индустрия по созданию фейковых фото и видео. Речь идёт о постановочных материалах, которые впоследствии выдают за реальные кадры происшествий. Деятельность Палливуда якобы направлена на трансляцию образа палестинцев, страдающих от израильской агрессии. «Методика работы», по словам Ландеса, состоит в съёмке масштабных сцен с декорациями, гримом и массовкой, которая часто играет раненых и мёртвых. Травмированные жертвы, как правило, привлекают много зрителей, рядом оказываются врачи или скорая помощь и, конечно же, пресса.

В 18-минутном видео собраны фрагменты, которые историк считает постановкой. Бо́льшая часть из них, судя по всему, отснята во время второй интифады.

Интифада Аль-Аксы (вторая интифада) — вооружённое восстание палестинских арабов против израильской власти, которая началась в конце сентября 2000 года. Триггером называют визит на Храмовую гору израильского политика Ариэля Шарона. Его действие палестинские лидеры восприняли как провокацию, так как гора священна. За день до этого на перекрёстке Нецарим прогремело два взрыва. В результате погиб израильский военный Давид Бири. После посещения Шароном горы беспорядки усилились, что привело к многочисленным жертвам. При этом министр связи в Палестинской национальной администрации Имад аль-Фалуджи заявил, что «тот, кто думает, что интифада вспыхнула в результате презренного визита Шарона в мечеть Аль-Акса, глубоко ошибается… Эта интифада была запланирована заранее, сразу же после возвращения президента Арафата с переговоров в Кэмп-Дэвиде».

Историк предлагает «взглянуть на кадры вне контекста новостных сюжетов», но при этом сопровождает их комментариями. В 2006 году Ландес пишет, что «первые проявления Палливуда» были заметны ещё в 1982 году при вторжении в Ливан. При этом его документальное эссе об «инсценированных страданиях» увидело свет лишь в 2005. С чем же это связано?

Кейс Мухаммеда аль-Дуры

Ландес сам называет себя автором термина «Палливуд», а также его же исследователем. Свой интерес к теме историк связывает с делом 12-летнего Мухаммеда аль-Дуры. Подросток погиб, попав в перестрелку между израильским и палестинским войсками. Обстоятельства сложились так, что его смерть увидел весь мир, и она стала символом интифады Аль-Аксы.

30 сентября 2000 года Мухаммед аль-Дура вместе со свои отцом находился на перекрёстке Нецарим. В это время там разворачивался бой между палестинской и израильской сторонами. И отец, и сын получили ранения, однако аль-Дуре старшему удалось выжить. Мальчик от полученных травм скончался. Развернувшаяся трагедия попала в объектив внештатного сотрудника телеканала France 2 Талала Абу Рахмы. Он срочно отправил материал в редакцию, где его сократили до 59 секунд и запустили в эфир с закадровым текстом.

Под присягой Талал Абу Рахма сообщил, что инцидент (перестрелка) длился 45 минут, 27 из них он отснял. Также он выразил уверенность, что стрельбу по семье аль-Дура открыла израильская армия. Сразу после произошедшего израильские военные выразили сожаление относительно смерти мальчика. По словам начальника оперативного отдела израильской армии Гиора Айленда, внутреннее расследование указало, что выстрелы, скорее всего, были произведены израильскими солдатами.

Позже за дело взялась группа под руководством физика Наума Шахафа. Расследователи изучили дополнительные фото и видео и озвучили новую версию событий. Команда Шахафа предположила, что ребёнок мог быть застрелен палестинской стороной. Затем эта версия развилась до «совместной постановки Палестины, СМИ и ООН».

Один из последователей идеи инсценировки и манипуляции France 2 — Филипп Карсенти. Французский политик и основатель Media-Ratings настолько активно выражал свою позицию, что канал подал против него несколько исков. Телекомпания обвинила Карсенти в клевете и в конце концов выиграла дело.

В 2010 году «Jerusalem post» опубликовал статью, посвящённую Карсенти. Примечательно, что в ней утверждается, будто в 2005 году Гиора Айленд публично отказался от первоначального признания ответственности ЦАХАЛа за смерть аль-Дуры. Прямую цитату военного мы не обнаружили.

В том же 2005 году вышел документальный фильм Ричарда Ландеса «Палливуд: согласно палестинским источникам». Ландес является сторонником версии об инсценировке сцены убийства подростка.

«Палливуд: согласно палестинским источникам»: сюжет

Видео авторства Ландеса начинается с трёх эпизодов, на которых якобы видны симуляции.

Первый фрагмент, входил в репортаж France 2.

Ландес заявляет, что, благодаря кадрам с другого ракурса, сделанным «непалестинским оператором» (на Vimeo указано, что футажи принадлежат Associated Press), можно рассмотреть некоторые странные детали. Он отмечает слишком грубую эвакуацию тяжелораненного, отсутствие крови на месте ранения и скорую, которая появляется сразу же. При этом историк не выражает уверенности в постановке, а скорее делится сомнениями — «это могло быть реально, а могло быть инсценировкой».

Следующий эпизод — перестрелка между палестинской и израильской сторонами, которая отснята с позиции палестинцев. Здесь, изучив ракурс, Ландес уже с уверенностью заявляет, что данная сцена — постановочная.

«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
Скриншот отрывка фильма: «Палливуд: согласно палестинским источникам» 

Третье видео израильского разведывательного дрона, снятое в апреле 2002 года. Утверждается, что в кадр попали похороны мирного жителя в провинции Дженин. Во время них несколько раз падали погребальные носилки, а тело якобы самостоятельно «забиралось на них обратно».

«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
Скриншот отрывка фильма «Палливуд: согласно палестинским источникам» 

Позволим себе отметить, что анализ видео — субъективная оценка автора. При этом в первом он лишь сомневается, а третье довольно плохого качества. Тем не менее после демонстрации Ландес заключает: «Добро пожаловать в Палливуд».

Примечательно, что в фильме нет кадров гибели Мухаммеда аль-Дуры. Лишь в финале появляется вырезка из New York Times с сообщением о смерти троих человек: палестинского полицейского, водителя «скорой помощи» и 12-летнего мальчика.

«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
Скриншот отрывка фильма «Палливуд: согласно палестинским источникам» 

Кадр сопровождает комментарий: «1 октября 2000 года газета New York Times сообщает о троих погибших. За день до того, как мы узнаем, что сообщения о двоих из них необоснованны». О ком именно идёт речь автор не уточняет.

Официальной версии того, что произошло с Мухаммедом аль-Дурой до сих пор нет. Вся информация по делу хранится на сайте www.aldurah.com. Там же можно ознакомиться с версиями произошедшего. Всего их пять: израильские военные целенаправленно стреляли в мальчика (самая популярная версия, согласно данным авторов сайта), случайный выстрел израильских военных, палестинцы случайно убили мальчика, палестинцы специально стреляли в ребёнка и самая непопулярная версия — инсценировка.

«Палливуд» 2023

После вторжения группировки ХАМАС в Израиль 7 октября 2023 года и начала ответной операции ЦАХАЛа в Сети резко возросло количество упоминаний «Палливуда». Logically Facts называет такой контент «тревожным», так как он направлен не на разоблачение постановочных кадров, а на обычное высмеивание и обесценивание жертв и информации. Для многих «Палливуд» стал аксиомой: «в Палестине все съёмки постановочные, а жертвы ненастоящие».

  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине

Пользователи социальных сетей и даже некоторые официальные и медийные лица, распространяя нарратив о «Палливуде», увеличивают поток дезинформации.

«Кризисный актёр из Газы»

К примеру, несмотря на развенчание, в Сети до сих пор распространяется миф о «самом популярном кризисном актёре», который вначале «радуется атаке на Израиль», затем «страдает в больничной палате», а на следующий день «чудом излечился».

  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
  • «Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине

Три кадра слева на первом слайде взяты из видео известного (4,2 миллиона подписчиков в Instagram) палестинского блогера Салеха Аль-Джафарави (1, 2, 3), который освещает происходящее в секторе Газа.

Изображение справа – скриншот из ролика опубликованного пользователем @hamodahmdan1 в TikTok ещё в августе. Журналисты-расследователи утверждают (1, 2, 3), что человек в больничной палате — @esam_zandek. В августе он действительно находился в госпитале, ему ампутировали ногу. При определённом ракурсе съёмки @esam_zandek похож на Аль-Джафарави. Также в видео, которое выдают за ролик блогера, можно заметить посетителей, навещавших @esam_zandek (1, 2).

Интернет-пользователи согласны с разоблачением 2-х снимков, однако интересуются, «что на счёт остальных ролей» блогера (1, 2). Все «роли» собраны в один мем.

«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине

Изображение «живого мертвеца» от 11.10.2023 не принадлежит Аль-Джафарави. Его использовали и ранее.

«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине

Фактчекеры Agence France-Presse выяснили, что снимок появился в сети ещё в октябре 2022 года. Пользовательница Facebook Surattana Sawadkit опубликовала его на прошлогодний Хэллоуин.

Фото в военной форме от 6 октября — отрывок музыкального клипа.

Что касается остальных изображений, мы уже отмечали, что Салех Аль-Джафарави — блогер, причём большую популярность он приобрёл, демонстрируя сцены войны. Нет ничего удивительного в его репортажах из больниц, с мест обстрелов и так далее. Но это не может по умолчанию означать, что он участвует в постановочных съёмках, притворяясь волонтёром или донором крови.

«Съёмки фильма»

«Бекстейжи» из Газы — довольно распространённый контент (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11). Некоторые попадают в инфополе неоднократно. Например, в декабре 2023 года вновь распространилось видео турецкого канала TRT под видом доказательства деятельности «Палливуда».

То же видео с ложным контекстом можно встретить ещё в 2019 году. В сюжете идёт речь о визажистке из сектора Газа Марьям Салах, которая самостоятельно обучилась ремеслу и добивается успехов в кинопроизводстве, несмотря на то, что оно считается «мужской сферой деятельности». В репортаже есть фрагменты её работы — грим для проекта организации Médecins du monde. Нет никаких доказательств того, что кадры, над которыми работала Салах, выдавались за съёмки настоящих травм, увечий и смертей.

Похожая история случилась и с короткометражным видео «The Reality» ливанского режиссёра Махмуда Рамзи.

«Палливуд»: разбираем теорию о постановочных съёмках в Палестине
Скриншот поста в X (действие аккаунт приостановлено, архив)

Сцену из фильма не выдавали за документальный кадр с жертвой обстрела.

«Куклы вместо детей»

В декабре издание Jerusalem Post выпустило материал о «размытом изображении куклы вместо ребёнка» на телеканале Al Jazeera. Пользователи социальных сетей растиражировали утверждение СМИ (1, 2, 3, 4). На видео есть водный знак с именем автора Omar_aldrirawi. В его профиле Instagram указано, что он — фотокорреспондент из Газы. Видео с ребёнком здесь, здесь и здесь. Фотограф написал, что погибшему меньше 5 месяцев.

При помощи обратного поиска по фото мы нашли ещё одного корреспондента, который указал, что имя мальчика Мухаммед Хани Аль-Захара. По запросу Muhammad Hani Al Zahar на Getty Images можно найти 24 снимка в высоком разрешении. На некоторых из них видно текстуру кожи, глаза и выражение лица, которые несвойственны куклам (1, 2).

Судебно-медицинский эксперт Линда Айлс подтвердила AAP FactCheck, что внешний вид ребёнка соответствует посмертным процессам. Информация была проверена и другими фактчекерами («Проверено», Lead Stories), которые также подтвердили, что это был настоящий ребёнок.

Итоги

Разоблачение постановочных съёмок должно было помочь уменьшить поток дезинформации, однако мы наблюдаем обратную картину. «Палливуд» становится удобной формулой для отрицания любого заявления не только Палестины, но и мировых СМИ. Интересно, что Ричард Ландес в своём фильме называет медиа «наивными», но позже обвиняет СМИ в сговоре с «палестинской киноидустрией».

Помимо того, что концепция «это всё неправда, а Палливуд» затрудняет проверку существующих фактов, она способствует появлению множества ложных сообщений целью которых является доказать симуляцию травм и смертей. Проверка информации не должна опираться на заранее подготовленную теорию. Особенно если это касается проверки сообщений из зон вооружённых конфликтов.

Журналист, сценарист. Изучала политическую журналистику.

Factcheck.kz