Что делать, если банковские данные попали в руки мошенников?

Масштабы интернет-мошенничества растут с каждым годом, сообщают официальные органы. Редакция Factcheck.kz замечает это, за последние три месяца мы разобрали несколько эпизодов мошенничества в социальных сетях. Эти материалы служат предупреждением для наших читателей. Однако, к сожалению, некоторые казахстанцы сталкиваются с нашими проверками уже после того, как оказались обмануты. В связи с этим к нам нередко поступает вопрос: «что делать, если мошенники уже получили доступ к банковским данным?». Отвечаем в этом материале и делимся рекомендациями Национального банка РК.

Что делать, если мошенники завладели вашими данными?

К сожалению, вариантов действий немного. Оптимальнее всего следовать следующему алгоритму:

  1. поставьте запрет на переводы и интернет-оплату с вашей банковской карты в мобильном приложении банка, клиентом которого вы являетесь;
  2. обратитесь в отделение банка, чтобы заблокировать карту и оформить новую.

Что делать, если мошенники сняли ваши деньги?

Если мошенники успели снять деньги с вашей банковской карты, необходимо немедленно обратиться в отделение полиции и подать заявление. В случае отказа в приёме заявления или его возвращения, следует направить жалобу в прокуратуру по месту жительства.

Если у вас нет возможности лично обратиться в правоохранительные органы, вы можете подать заявление онлайн через портал eOtinish.

Не забудьте между делом выполнить тот же алгоритм из двух шагов, описанный в предыдущем разделе.

Обновление от 18.04.2025: Добавим, что также можно попытаться вернуть украденные средства, подав заявление в банке. Гарантии, что вернуть деньги получится — нет. Но попробовать стоит.

К сожалению, отследить интернет-мошенников крайне сложно, учитывая нынешние возможности анонимизации. Очень часто злоумышленники вообще находятся за пределами Казахстана, что ещё больше усложняет задачу правоохранителей.

Поэтому лучшим способом защитить себя от мошенников является профилактика. Не передавайте никому данные банковской карты (16-значный номер, PIN-код и трёхзначный CVV-код на оборотной стороне), в том числе людям, которые звонят и представляются сотрудниками банков (реальные сотрудники так не делают — ред.). Не вводите банковские данные на непроверенных и подозрительных интернет-ресурсах, не озвучивайте посторонним людям СМС-коды, которые поступают на ваш мобильный телефон от банковских и других приложений, содержащих ваши персональные данные. Защитите все ваши аккаунты сложными паролями и двухфакторной аутентификацией.

В Национальном банке Казахстана в ответе на запрос Factcheck.kz сообщили, что также важно включить СМС- или Push-уведомления, чтобы оперативно отреагировать на подозрительные транзакции.

Не устаём говорить и о важности базового фактчекинга. Всегда проверяйте информацию о различных акциях, раздачах, розыгрышах, инвестиционных возможностях, неожиданной выплате пособий в официальных источниках, будь то сайт или страница компании, от имени которой проводится конкурс, или государственного органа, который якобы выплачивает пособие. Это можно сделать через любой поисковик.

Журналист-фактчекер

Factcheck.kz