С ростом онлайн-коммуникации и пользования интернетом в целом проблема кибербуллинга в отношении детей становится всё более актуальной. Согласно национальному отчёту HSBC 2022 года, около 13% подростков в Казахстане по крайней мере раз в месяц и чаще испытывали кибертравлю. Ситуация осложняется тем, что агрессия в интернете часто происходит в личных сообщениях или закрытых группах, а потому менее заметна взрослым. Последствия могут быть значительными от психологических проблем до суицидальных настроений.
В последние несколько лет казахстанское правительство пытается разработать эффективные методы борьбы с кибербуллингом, однако пока имеющиеся решения и инструменты в основном направлены не на профилактику, а на борьбу с последствиями. Как это выглядит на практике — разбираемся в этом материале.
Удаление контента
В конце ноября 2024 года были приняты новые правила, регулирующие работу экспертной группы по рассмотрению фактов кибербуллинга. Согласно правилам, заседания группы проводятся в очной форме и онлайн режиме. Раз в квартал отчёты о рассмотрении фактов кибербуллинга должны размещаться на интернет-ресурсе Министерства информации.
В новых правилах отмечается, что заявление может быть подано гражданином и законным представителем ребёнка в письменной или электронной форме. Однако неясно, может ли это быть любое заинтересованное лицо, не относящееся к ребёнку, и как быть, если этот человек является лицом без гражданства либо иностранным гражданином.
Для подачи заявления необходимо указать: (IP-адрес) и (или) доменное имя и (или) идентификатор интернет-ресурса и (или) его интернет-страницы. Это работает для таких платформ как Facebook, Instagram, TikTok и даже WhatsApp с Telegram, если сообщение либо пост были сделаны на канале. Однако ссылку на сообщения с кибербуллингом невозможно предоставить, если это закрытая группа либо личные сообщения. А очень часто факты кибербуллинга имеют место именно там.
Срок рассмотрения заявления составляет 3 рабочих дня и может быть продлён только один раз до 15 календарных дней. При подтверждении факта кибербуллинга экспертная группа направляет предписание владельцам онлайн-платформ и СМИ с требованием удалить контент, признанный кибербуллингом. Собственник или законный представитель онлайн-платформы обязаны принять меры в течение 24 часов после получения предписания, согласно Закону «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».
В том случае, если факт кибербуллинга в отношении ребёнка не подтвердился, уполномоченный орган направляет заявителю или его представителю ответ.
Таким образом работа экспертной группы направлена исключительно на удаление информации, признанной кибербуллингом. При этом Приказ о создании экспертной группы не содержит положений о передаче информации в правоохранительные органы, либо о получении других вариантов помощи и поддержки.
Напомним, независимые эксперты ранее не раз отмечали, что удаление контента на онлайн-платформах не решает проблему кибербуллинга, а подобные регуляции создают риск усиления цензуры (1, 2, 3).
Как наказывают за кибербуллинг
С 2024 года виновных в кибербуллинге (а также буллинге) несовершеннолетних можно привлечь к ответственности по ст. 127-2 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). За кибербуллинг предусмотрен штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (МРП) за первое нарушение и 30 МРП за повторное в течении года. Если нарушителем является лицо в возрасте 12-16 лет, ответственность налагается на родителей и законных представителей. Так как административная ответственность наступает с 16 лет, после достижения этого возраста штраф взыскивается с нарушителей напрямую.
Если последствия наступили в форме лёгкого вреда здоровью, например нервного срыва, то виновный может быть привлечён к уголовной ответственности за истязание (путём угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства) по ст. 110 Уголовного Кодекса (УК), за что грозит лишение свободы от 4 до 7 лет. За доведение до самоубийства (а равно покушение на самоубийство) виновный может быть привлечён к ответственности по ст. 105 УК, которая предполагает лишение свободы от 5 до 9 лет.
Есть ли помощь для жертв кибербуллинга?
Жертвы кибербуллинга могут позвонить или написать СМС на телефон доверия 111 (контакт-центр по вопросам защиты прав женщин и детей). Он работает круглосуточно, без перерывов, выходных и праздничных дней. В школах установлен QR код, через который можно обратиться в контакт-центр. При обращении можно рассчитывать на получение первой психологической помощи, регистрацию сообщения, предоставление первичной информации о том как себя вести, и перенаправление в ответственные органы.
Психологическая поддержка также оказывается бесплатно Центрами психологической поддержки (ЦПП), которые были созданы в прошлом году для оказания методологической помощи психологическим службам школ и помощи детям и родителям. В настоящее время по республике функционирует 20 центров, где дети и родители могут получить психологическую, медицинскую, юридическую и социальную помощь.
Помимо этого, с 2023 года осуществляется проект Komek Stop Bullying. Он предоставляет возможность детям и родителям обратиться за психологической и экспертной поддержкой (анонимно и бесплатно) посредством приложения на платформах Android и iOS и через QR коды, размещённые в школах. За всё время работы проекта получено 3200 обращений, из них 129 через мобильное приложение и 39681 посредством QR сканирования.
Необходимо отметить, что одноименный бот в Telegram на момент написания этой статьи не работает.
Комитет по охране прав детей МОН РК также создал свой чат-бот в Telegram (@BALA_QORGAU_BOT) для направления информации о нарушениях прав ребёнка. Для подачи обращения необходимо пройти регистрацию, указав ФИО родителя и ребёнка, а потом выбрать тему обращения. Однако язык, используемый в боте не является дружелюбным и понятным ребёнку, не говоря о уже том, что обращение не анонимное.
Какую роль играют школьные психологи?
Согласно Методике по раннему выявлению и оказанию помощи подвергшимся либо ставшим свидетелями насилия, буллинга и кибербуллинга, в каждой школе есть психологи, которые должны оказывать психологическую поддержку (консультации, индивидуальная и групповая работа).
Однако специалисты сталкиваются с колоссальными трудностями в работе с детьми: высокая нагрузка, непонимание родителей и ограниченный доступ к детям.
Нагрузка на одного школьного психолога может достигать 2000 детей, что в четыре раза превышает международные стандарты, где рекомендуется не более 500-700 детей на одного специалиста.
По законодательству, школьные психологи должны получать письменное согласие родителей для проведения психодиагностики. Однако далеко не все родители дают это согласие, не в последнюю очередь благодаря влиянию местных конспирологических групп.
И наконец, у школьных психологов ограничен доступ к детям. Ранее они вели уроки по самопознанию, однако этот предмет был отменён. Выделенного времени для работы с детьми нет, во время уроков это невозможно, а оставлять их после уроков они не вправе.
Есть и положительные моменты. С 2021 года реализуется проект «Автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга «HR+». Система значительно облегчает работу школьным психологам и кураторам, сокращая время на диагностику, обработку, интерпретацию и анализ данных, ведёт индивидуальную карту психологического развития ребёнка. При этом не используются бумажные носители и Google формы. В настоящее время проектом охвачены 1500 школ (в Казахстане их около 8 тысяч).
Что с профилактикой кибербуллинга?
Примечательно, что большинство проанализированных мер относятся к реакционным, то есть вступают в дело уже после того, как имел место факт кибербуллинга. Что касается профилактики кибербуллинга в Казахстане, то о ней известно гораздо меньше.
С 2024 года в школах введены уроки по безопасности, однако им выделено всего 10 минут в неделю в рамках классных часов. К тому же безопасность в интернете — лишь одна из многих тем (действия при ЧС, безопасность в помещении, на улице, при общении с незнакомыми людьми и др.).
В Сети, безусловно, можно найти информационные материалы (1, 2), просвещающие детей и родителей (преимущественно родителей) о кибербуллинге. Однако эта информация не систематизирована, не подаётся в образовательных учреждениях, а ориентирована на тех, кто осведомлён о проблеме и желает самостоятельно изучить тему, что, в свою очередь, оставляет значительную часть населения за бортом.