Чрезмерный контроль над благотворительностью: что несут поправки в законодательство

В мае 2024 года Министерство культуры и информации создало рабочую группу по обсуждению проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности».

По словам члена рабочей группы по обсуждению поправок Светланы Ушаковой, руководительницы ОФ «Институт национальных и международных инициатив развития», основными причинами введения изменений является выполнение восьмой рекомендации ФАТФ и обеспечение контроля за благотворительной деятельностью.

ФАТФ (Financial Task Force) — это международная организация по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Восьмая рекомендация была введена в 2001 году после теракта 11 сентября в США и направлена на то, чтобы некоммерческие организации (НКО) не были использованы террористическими группами для незаконных целей. Однако с тех пор ФАТФ уже три раза пересмотрела эту рекомендацию, последний раз в 2023 году, для защиты легитимных благотворительных и гуманитарных действий от чрезмерного регулирования и ненадлежащих ограничений, накладываемых на НКО.

Другой возможной причиной поправок является возможное нецелевое использование полутора из шести миллиардов тенге, собранных во время паводков, по данным Агентства по финансовому мониторингу.

Так каковы же предлагаемые поправки в закон, и что они могут принести?

Контроль, ответственность и аккредитация

1. Введение ответственности в сфере благотворительности (которой не было до сих пор)

Причём ответственность за неисполнение вводится не только для тех, кто занимается благотворительностью, но и для получателей этой помощи.

Физические лица не смогут собирать благотворительные средства на свои личные счета в пользу других лиц (за исключением сбора в пользу животных и растений) — штраф в размере 80-ти месячных расчётных показателей (МРП) (около 295 тыс. тенге на 2024 год). Сбор может осуществляться только на личные счета пользователей (получателей помощи) и то при соответствующем уведомлении.

Вводится требование об информировании уполномоченного государственного органа (УО) о начале и окончании сбора средств. Физические лица должны будут уведомлять УО в течение одного рабочего дня о проводимом сборе средств с указанием целей, суммы, сроков сбора, не превышающих трёх месяцев, а также счёта пользователя на который будет производится сбор. Также физически требуется в трёхдневный срок уведомлять об окончании сбора. Информация о начале и окончании сбора будет размещаться на единой интернет платформе.

За несоблюдение этого требования налагается штраф 10 МРП (около 37 тыс.тенге). В случае повторного нарушения в течении года штраф удваивается.

В случае превышения порога заявленной для сбора суммы, физическое лицо обязано в течении одного календарного дня остановить сбор средств и разместить в СМИ и/или на своём интернет-ресурсе информацию о прекращении сбора.

Как физические лица, так и благотворительные организации будут нести ответственность за нецелевое использование средств — 200 МРП (738 400 тенге). Интересно, что за нецелевое использование средств предлагается ввести ответственность также для получателей помощи. При этом неясно, есть ли критерии нецелевого использования, и кто это будет проверять.

Контролировать исполнение законодательства о благотворительности будут акиматы.

2. Усиленный контроль благотворительности в случаях ЧС

Благотворительные организации не смогут произвольно собирать пожертвования в случаях ЧС. Местные органы власти в сфере гражданской защиты на местах будут сами определять организации для единого сбора пожертвований (то есть государством будет определён единый оператор по сбору пожертвований в случаях ЧС).

По данным Всемирного Фонда Природы (WWF) в условиях изменения климата риск возникновения чрезвычайных ситуаций возрастает. На последние паводки весной этого года благотворители выделили крупные суммы денег для борьбы с последствиями и помощи пострадавшим.

Понятно, что государство заинтересовано в контролировании таких больших потоков средств. Однако установление единого оператора по сбору пожертвований ограничивает благотворительность и может нести серьёзные коррупционные риски.

3. Введение обязательной аккредитации для благотворительных организаций

Для осуществления деятельности благотворительная организация должна будет пройти аккредитацию, получить свидетельство об аккредитации и быть внесена в реестр на единой цифровой платформе.

При этом все аккредитованные благотворительные организации должны будут размещать все сведения о своей деятельности на этой платформе (о реализуемых благотворительных программах, информацию о сборе средств, отчёт, гражданско-правовые договора с волонтёрами благотворительности/пользователем).

В обосновании к законопроекту указывается, что «внедрение в Казахстане механизма аккредитации благотворительных организаций будет способствовать обеспечению прозрачности и открытости, повышению уровня доверия к их деятельности». Разработчики законопроекта ссылаются на опыт Комиссии по благотворительности (Charity Commission) в Великобритании.

Однако британская Комиссия по благотворительности является неминистерским департаментом подотчётным парламенту и общественности и проводит регистрацию, а не аккредитацию благотворительных организаций чей годовой доход превышает 5 тысяч фунтов (3,12 миллионов тенге). Преимущества регистрации дают организациям право на налоговые льготы, сниженные ставки налога на бизнес и возможность вернуть налог на пожертвования. Кроме того, согласно международной практике, аккредитация благотворительных организаций должна быть добровольной и носить не разрешительный, а уведомительный характер.

В Казахстане же предлагается ввести обязательную аккредитацию для всех благотворительных организаций вне зависимости от размера и дохода. При этом законопроект пока не предусматривает никаких дополнительных налоговых и других льгот и преференций для аккредитованных благотворительных организаций по сравнению с другими некоммерческими организациями.

4. Ящик для сбора добровольных пожертвований может устанавливаться только аккредитованными благотворительными организациями с чётким закреплением места установки ящика, сроков и суммы сбора.

Стационарный ящик будет устанавливаться на основе договора между собственником помещения и благотворительной организацией. Что касается переносного ящика, он может устанавливаться только в месте и во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного благотворительной организацией.

Проблема в том, что ограничение размещения ящиков только аккредитованными организациями существенно сужает возможности их использования. Кроме этого, не все ящики используются для сбора денежных средств, это может быть одежда, корм для животных и даже продукты. Как быть в таком случае? Эти вопросы остаются без ответа.

5. Благотворительная организация должна вести реестр волонтёров, которые ведут сбор для благотворительной организации и заключить с каждым соответствующий договор.

Информация о волонтёрах благотворительности будет размещаться на единой цифровой платформе. В данном случае необходимо учесть правовые и этические аспекты, такие как защита персональных данных волонтёров.

Опасность чрезмерного регулирования

В ноябре Международным центром некоммерческого права был подготовлен обзор положительной международной практики и рекомендаций касательно благотворительности. Он показывает, что наилучшим выходом является саморегулирование благотворительных организаций, которые создают этические правила о порядке привлечения средств, доступа к информации общественности о своей деятельности и др.

Чрезмерное регулирование не только создаёт излишнюю нагрузку на административный аппарат и коррупционные риски, но и значительно ограничивает возможности казахстанцев по самоорганизации и получению/оказанию помощи. Кроме этого, неизвестно как повлияет принятие поправок на краудфандинг, так как в настоящее время в Казахстане отсутствует правовое регулирование этого вопроса.

В сентябре Глобальный фонд благотворительности (CAF) выпустил ежегодный отчёт «Индекс щедрости мира 2024». Он охватывает 142 страны и содержит оценку глобальных тенденций щедрости, включая денежные пожертвования, волонтёрство и помощь незнакомцам. Казахстан занял 113 место из 142 (на 6 пунктов ниже, чем в 2023 году). Из 100 максимально возможных баллов РК набрала всего 33. Это значительно меньше, чем в других странах постсоветского пространства — Украина, которая вошла в первую десятку стран (57), Россия (45), Узбекистан (44), Кыргызстан (42). 

Отчёт включает следующие рекомендации к правительствам: 

  • обеспечить, чтобы организации гражданского общества регулировались справедливо, последовательно и открыто;
  • упростить процесс пожертвований, включая трансграничные пожертвования, и предоставить стимулы для пожертвований, где это возможно;
  • продвигать гражданское общество как независимый голос в общественной жизни и уважать право некоммерческих организаций высказываться по важным вопросам.

По словам доцента MNU и руководителя центра экономических исследований Нығметжана Әбілханұлы, одна из ключевых функций государства является обеспечение общественных благ: таких как образование, здравоохранение, помощь при чрезвычайных ситуациях и др. Однако благотворительные организации и некоммерческие объединения часто дополняют усилия государства в этой области.

НКО способны предлагать более разнообразные и инновационные услуги, чем это возможно в рамках государственных структур. Они создают пространство для экспериментов, позволяя различным группам свободно реализовывать свои идеи. В некоторых случаях НКО могут справляться быстрее и эффективнее государства благодаря отсутствию бюрократии, характерной для государственных органов.

В странах с высоким уровнем коррупции благотворительные организации необходимы для предоставления общественных благ, которые государство неспособно обеспечить должным образом. Например, коррумпированное правительство может выделять значительные средства на образование, но это не обязательно приведёт к повышению его качества. В таких случаях НКО, созданные гражданами, часто оказываются более эффективными в решении подобных проблем.

Люди, будучи эмпатичными и склонными к альтруизму, испытывают естественное желание помогать тем, кто оказался в беде. Однако в условиях коррумпированной власти граждане теряют доверие к государственным благотворительным фондам, опасаясь, что их средства не дойдут до нуждающихся. Поэтому существование независимых благотворительных организаций становится особенно важным.

Можно предположить, что попытка казахстанских властей ужесточить регулирование благотворительности, возникшая на фоне скандалов с нецелевым использованием средств, направлена на очистку рынка от недобросовестных организаций. Однако исследования показывают, что более эффективным способом решения этой проблемы является развитие свободных СМИ.

Во-первых, свободная пресса выявляет и разоблачает «плохие» благотворительные организации, способствуя их исключению с рынка. Во-вторых, само существование свободной прессы сдерживает недобросовестных игроков от выхода на рынок. Таким образом независимые СМИ укрепляют доверие общества к благотворительным фондам, увеличивают объем пожертвований и способствуют предоставлению большего количества общественных благ.

Вместо чрезмерного регулирования сектора благотворительности, которое может ограничить его развитие, государству следует сосредоточиться на поддержке независимых СМИ. Это обеспечит прозрачность и подотчетность благотворительных организаций, сохраняя их важную роль в обществе.

Экспертка в области прав человека

Factcheck.kz