Центр изучения проблем религий в Алматы потратит 22 млн тенге на информационную работу в соцсетях

Factcheck.kz не раз рассказывал о любопытных тратах из госбюджета на борьбу с религиозным экстремизмом, например, через создание подкастов и комиксов. Особое внимание госорганы уделяют и информационной работе в социальных сетях. В конце февраля мы писали о том, как Управление по делам религий Алматы выделило 27,3 млн тенге на «организацию контрпропагандистских мероприятий в интернет-пространстве». Теперь на портале госзакупок появилось ещё одно объявление о профилактике религиозного экстремизма онлайн, которое привлекло наше внимание.

Продвижение, контент и комментирование

28 февраля Центр изучения проблем религий при Управлении по делам религий Алматы заключил контракт до конца года на 22 млн тенге с Общественным фондом Social Development Center. Целью тендера заявлена «профилактика распространения деструктивной религиозной идеологии в интернете и соцсетях».

Согласно условиям тендера, подрядчик должен увеличить аудиторию официальных страниц заказчика в социальных сетях минимум на 30%. Для этого он обязан привлечь специалистов в области SMM, таргетированной рекламы и контент-маркетинга. В их задачи входит:

  • расширение целевой аудитории;
  • повышение узнаваемости аккаунтов через таргетированную рекламу;
  • использование инструментов SMM, включая работу с блогерами, создание контента и продвижение через хештеги.

Также предусмотрено размещение 25 рекламных кампаний с общим охватом не менее 900 тысяч пользователей из Алматы.

Помимо этого, исполнитель должен создать минимум 50 графических материалов (инфографики, графические посты, демотиваторы) и 50 коротких видеороликов в формате Reels и Shorts. Их цель — дискредитация радикальных религиозных течений и разъяснение госполитики в сфере религии. Для этого в постах будут использоваться цитаты известных казахских и мировых мыслителей.

Проект также предусматривает активную работу в разделах комментариев. Подрядчик обязан сформировать команду из семи религиоведов и теологов, которые будут оставлять комментарии по вопросам государственной религиозной политики. В течение срока реализации проекта они должны написать не менее 15 тысяч комментариев к 1,5 тысячам инфоповодов на новостных сайтах и в соцсетях.

Подрядчик должен еженедельно предоставлять отчёты о проделанной работе. Срок реализации проекта — до 15 декабря 2025 года.

Как это часто бывает, подобные проекты реализуются ежегодно. Центр изучения проблем религий Алматы заключал соглашения на такие услуги в 2024 и в 2023 годах.

В прошлом году ведомство подписало договор с НПО «Человек и общество» на 16,3 млн тенге, но фактически выплатило 14 млн. В 2023 году с этим же подрядчиком был подписан ещё один контракт на 5,8 млн тенге, из которых было оплачено 5,79 млн. Вероятно, суммы были ниже в связи с меньшим объёмом работ, указанным в технических заданиях.

Есть ли результаты?

Несмотря на значительные траты и постепенное увеличение целевых показателей, охваты публикаций в социальных сетях Центра изучения проблем религий оставляют желать лучшего.

Например, у аккаунта Центра в Instagram 25 тыс. подписчиков, однако посты часто не набирают больше 100 лайков. При этом периодически встречаются и посты, получившие несколько сотен и тысяч лайков. Неизвестно, органический ли это охват или же, учитывая такие резкие скачки в показателях, результат платного продвижения.

Причём не вся выдаваемая информация проходит проверку на факты. Например, среди публикаций можно увидеть фейковую историю о свадьбе 9-летней девочки и 35-летнего мужчины в Ираке. Мы разбирали это ложное сообщение здесь.

В Facebook ситуация ещё показательнее. Там на Центр подписаны более 1,7 тысяч пользователей, а посты во многих случаях набирают 10-20 лайков. Впрочем, это может быть связано с самой платформой, поскольку ещё несколько лет назад из-за смены приоритетов Facebook стал значительно занижать охваты СМИ и информационных ресурсов, отдавая предпочтение «семейному контенту».

В Telegram Центра пока только 645 подписчиков и в соответствии с этим — невысокие просмотры постов.

На YouTube-канале Центра статистика неоднородная. При 4,05 тыс. подписчиков многие видео набирают не больше 200 просмотров, а комментарии практически отсутствуют. Однако в разделе «популярные» можно найти видеозаписи, которые набрали 26, 16 или 15 тысяч просмотров. Правда выложены они были больше года назад.

Положение аккаунта в TikTok выглядит получше, чем в YouTube. В аккаунте с 13,4 тыс. подписчиков самые популярные видео (они закреплены в профиле) набрали от 500 до 800 тыс. просмотров. При этом большинство постов не получают больше тысячи просмотров, но в TikTok гораздо чаще, чем в других соцсетях, получается превысить эту отметку.

Снова отметим, что это может быть связано как с исключительно работой алгоритмов, так и рекламными промо.

Тем не менее, общая картина наталкивает на вопрос о том, насколько оправданы траты, и действительно ли они способствуют профилактике экстремизма.

Сколько ещё тратят на соцсети

Но это, конечно же, не единственные расходы Центра изучения проблем религий (как и самого Управления по делам религий Алматы) на информационную работу в соцсетях. В марте 2025 года ведомство также выделило 25 330 357 тенге на привлечение популярных экспертов, которые будут размещать посты о рисках экстремизма и комментировать резонансные события, связанные с религией. Договор с победителем ИП «Фариза» пока не заключен.

Согласно условиям тендера, подрядчик должен привлечь не менее пяти экспертов с активными аккаунтами в Instagram или Facebook (от 10 тыс. и 4 тыс. подписчиков соответственно). Они обязаны публиковать минимум два поста в месяц объёмом от 200 слов. Всего планируется выпустить не менее 100 публикаций, часть из которых ежемесячно будут размещаться в крупных пабликах и на страницах блогеров с аудиторией от 2 млн подписчиков.

Можно предположить, что в данном случае у Центра больше шансов достигнуть более широкой аудитории.

Такие тендеры также проводятся каждый год: В 2024 году ведомство потратило на закупку аналогичных услуг 10,5 млн тенге, в 2023 году — 9,9 млн тенге, в 2022 году — 8,5 млн тенге, а в 2021 году — 9 млн тенге.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz