Ежегодно на портале госзакупок казахстанские госорганы проводят сотни тендеров на «пропаганду традиционных ценностей» среди населения. В основном такие закупки ограничиваются проведением семинаров, конференций, лекций или распространением рекламы в СМИ и соцсетях. Однако Factcheck.kz нашёл три крайне необычных объявления на эту тему, где традиционные ценности планируется продвигать, среди прочего, с помощью подкастов, комиксов и спортивных соревнований.
Подкасты за 37 млн тенге
13 января Управление по делам религий города Алматы опубликовало объявление о производстве видеопродукции по «популяризации традиционных и духовных ценностей казахстанского общества». На это было выделено 37 242 857 тенге. На момент написания материала тендер находится в статусе рассмотрения заявок, всего в конкурсе участвует шесть потенциальных поставщиков.
Согласно техспецификации, акимат намеревается популяризировать традиции и национальные ценности путём создания 12 подкастов на тему религии и духовенства. Для этого поставщику необходимо предоставить на согласование заказчика не менее трёх вариантов студий, где будет проходить запись, площадью не менее 40 квадратных метров со всем необходимым оборудованием (три камеры, микрофоны, профессиональный свет) а также нанять пять технических специалистов.
Сам подкаст будут вести два модератора, свободно владеющие казахским и русским языком. В качестве гостей будут приглашены эксперты в области религии и политики, деятели культуры и спорта, представители духовенства, поэты, писатели, блогеры и так далее. Кандидатуры спикеров утверждаются акиматом. При этом приглашённым экспертам оплатят перелёт, проживание, а также выплатят гонорар, его размер не уточняется.
Также перед выпуском каждого подкаста поставщик должен подготовить не менее трёх видеонарезок, продолжительностью от минуты до трёх, с монтажом, музыкой, текстовым сопровождением и так далее. Дополнительно нужно смонтировать видеоанонс с интересными моментами выпуска хронометражом не менее 30 секунд. Все материалы должны быть одобрены акиматом, а приглашённые гости будут делиться ссылками на подкаст на своих личных страницах в соцсетях с обязательным упоминанием Управления по делам религий.
Охват каждого выпуска на YouTube должен составить не менее 50 тысяч просмотров, а просмотры видеонарезок в соцсетях — не менее 100 тысяч просмотров. Проект должен быть реализован до 25 декабря 2025 года.
Комиксы за 21 млн тенге
Второй не менее интересный тендер был опубликован Управлением по делам религий Алматинской области. Ведомство решило разработать и изготовить комиксы, направленные на популяризацию традиционных ценностей казахстанского общества. Выделили на это 21 890 000 тенге. Сейчас объявление также находится в статусе рассмотрения заявок.
Согласно техспецификации, поставщик должен разработать не менее 10 бумажных комиксов на казахском и русском языках для популяризации традиционных казахских ценностей, жизни исторических личностей, представителей казахской интеллигенции, батыров и других личностей. Каждый комикс будет состоять из 15 страниц, а общий тираж составит тысячу экземпляров (по 100 экземпляров на одну копию).
Сценарий каждого экземпляра комикса должен быть согласован заказчиком. При этом в них должны содержаться сведения, направленные на профилактику религиозного экстремизма и терроризма, духовные ценности казахского народа, традиций, религии, патриотизма, любви к родине и тому подобное.
Вместе с тем, после того как сценарии комиксов будут утверждены, поставщик должен дополнительно создать 10 видеокомиксов по каждому из них. Для этого в команду по созданию комиксов должны войти: сценарист, иллюстратор, колорист, звукорежиссёр, а также историк, религиовед и культуролог.
Весь проект должен быть реализован до 15 декабря 2025 года.
Поездка в Астану и соревнования за 8 млн тенге
Последнее из объявлений было размещено Центром изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений города Темиртау 5 января. Ведомство решило провести комплекс мероприятий по мужскому и женскому жамагату (объединение группы мусульман для совместного изучения ислама). Изначально на это выделили 9 374 107 тенге, но после заключения договора сумма снизилась до 8 436 696 тенге.
В техспецификации указывается, что цель закупки — пропаганда традиционных ценностей казахстанского общества среди сторонников деструктивных религиозных течений, а также традиционных исламских сообществ. Для этого поставщик должен организовать множество мероприятий отдельно для мужчин, женщин и детей. Однако связь некоторых из них с традиционными ценностями сомнительна.
К примеру, для 20 женщин и детей поставщик должен организовать посещение театра, кинотеатра, музея, и детских развлекательных центров. Также им оплатят поездку в Астану. В столице участницы посетят океанариум, зоопарк, «Байтерек» и «место, где подают халяльную еду». Отдельно для женщин проведут психологические тесты и не менее трёх кулинарных мастер-классов. Кроме того, казахстанкам, оказавшимся в «тяжёлой жизненной ситуации». выплатят по 50 тысяч тенге.
Для детей, в основном, будут проведены конкурсы по национальным играм и видам спорта. Так, в День защиты детей не менее 30 юных казахстанцев примут участие в «обязательных играх»: метание асыков, стрельба из лука, армрестлинг, «борьба с быком» (что это такое не уточняется), «пинать ланги» или мас-рестлинг. В другие дни для детей в возрасте от 6 до 15 лет проведут конкурсы по метанию асыков и стрельбе из лука. В первом победитель получит 15 тысяч тенге, а во втором — 30 тысяч тенге.
Мужчины же в основном будут участвовать в спортивных соревнованиях вроде футбола, стрельбы из лука или казахской борьбы.
Отдельно для 80 казахстанцев проведут ауызашар во время празднования Рамадана, а также устроят заседание Совета аксакалов с участием не менее 100 старейшин и имамов. На встрече будут обсуждать погребальные обряды, поминальные обеды и опасность деструктивных течений ислама.
Уточняется, что в проекте должен принять участие минимум один теолог или религиовед, а также юрист и психолог. Кроме того, каждое спортивное или культурное мероприятие должно быть одобрено заказчиком и анонсировано за минимум 5-7 дней в местных популярных Instagram-пабликах с аудиторией минимум в 30 тысяч человек. После каждого мероприятия в Instagram-аккаунте заказчика должна появиться отчётная публикация.
Всё перечисленное будет реализовано до 20 декабря 2025 года.