Минобороны Казахстана выделило 74 млн тенге на имиджевые статьи в СМИ 

В апреле Войсковая часть 65235 Министерства обороны Казахстана разместила сразу три объявления о закупке услуг по информационному и имиджевому сопровождению. Общая сумма выделенных на это бюджетных средств составила более 74 млн тенге. Factcheck.kz рассказывает, что предусматривают контракты, сколько минобороны тратило на саморекламу в СМИ раньше, и почему казахстанская армия нуждается в создании положительного имиджа.

1 млн за статью

Самый крупный тендер в размере 33 900 125 тенге достался ТОО «Internet Portal Nur», которое владеет сайтом Nur.kz. Договор с организацией Министерство обороны подписало 22 мая, после чего сумма контракта снизилась до 33 768 313 тенге.

Цель контракта — размещение информационных материалов в республиканских СМИ. Согласно документации, это делается для создания положительного имиджа казахстанской армии, реализации концепции «Слышащего государства» и исполнения поручений главы государства. Подрядчик обязан разместить не менее 25 материалов, что делает стоимость одного материала примерно 1 350 732 тенге.

Услуги будут оказываться путём командирования журналиста для подготовки эксклюзивных информационных материалов (интервью или статей) либо предоставления готовых материалов, связанных с деятельностью Вооружённых сил РК. Формат публикации определяет и согласовывает заказчик.

Победителем второго тендера минобороны стало ТОО «Компания “ЮрИнфо”», владеющее сайтом Zakon.kz. На эти услуги было выделено 27 889 385 тенге. После подписания контракта сумма снизилась до 24 000 000 тенге. Цели контракта аналогичны предыдущему: создание положительного имиджа казахстанской армии и реализация поручений главы государства.

Подрядчику предстоит подготовить не менее 25 материалов. То есть средняя стоимость одного материала составит 960 000 тенге.

Победителем третьего тендера также стало ТОО «Компания “ЮрИнфо”». Изначально сумма госзакупки составляла 16 750 000 тенге, но после подписания договора снизилась до 16 500 000 тенге. Объём услуг — те же 25 материалов, средняя стоимость материала — 660 000 тенге.

Таким образом, общая сумма двух контрактов ТОО «Компания “ЮрИнфо”» составила 40 500 000 тенге.

Суммарно, Министерство обороны планирует выплатить за размещение 75 информационных материалов сумму в размере 74 268 313 тенге.

В техспецификациях договоров подчёркивается, что изменения материалов, включая правки, затрагивающие смысл текста или изменение фотографий, согласовываются с заказчиком.

Как было раньше

Министерство обороны Казахстана довольно часто выделяет средства из бюджета на информационное сопровождение в СМИ. 

В 2024 году ведомство подписало договор на 11 170 000 тенге в ИП «Поколение» на размещение 18 имиджевых материалов на двух неуказанных информационных порталах. Известно, что посещаемость одного сайта должна была составлять не менее шести миллионов уникальных пользователей в месяц, а второго — не менее четырёх миллионов. 

В 2023 году Factcheck.kz рассказывал, как та же Войсковая часть 65235 подписала два контракта на общую сумму в 217 млн тенге на размещение имиджевых публикаций. 

Первый контракт на 206 113 742 тенге был подписан с холдингом Nur Media, куда входят такие издания, как Astana TV, Azattyq Ryhy, газета «Литер» и другие. Поставщик должен был опубликовать 162 имиджевых публикаций на интернет-порталах и 103 новостных сюжета на республиканских телеканалах.  

Второй контракт на 11 235 065 тенге подписали с ТОО «Издательство “Время”», которому принадлежит общественно-политическая газета «Время». В описании не уточнялось, какое количество статей необходимо опубликовать в газете. Вместо этого указывалось, что поставщик должен разместить «информационные материалы объёмом не менее 3 078, 1 кв.см.». 

За 2022 год нам не удалось найти данные об аналогичных тендерах, однако в 2021 году министерство подписало четыре договора на размещение рекламных материалов в СМИ. Общая сумма контрактов составила 70 630 153 тенге. 

Из них 16 071 428 тенге заплатили телеканалу «Хабар» за 20 телесюжетов о казахстанской армии, 18 180 000 тенге отдали ТОО «Компания “ЮрИнфо”», владеющей сайтом Zakon.kz, за 36 рекламных материалов, 18 550 600 тенге — интернет-порталу Nur.kz также за 36 публикаций и 17 828 125 тенге — ТОО «Effective Media Liaison», которой принадлежит сайт Tengrinews.kz за размещение 35 имиджевых текстов.

В 2020 году ведомство заключило три рекламных контракта на общую сумму 78 509 000 тенге. Из них 24 909 000 тенге заплатили интернет-порталу Nur.kz за 279 имиджевых текстов, еще 32 500 000 тенге — компании KJ Production за размещение на телеканале «Алматы» видеосюжетов хронометражом 32 минуты и видео на телеканале «МИР» продолжительностью в 35 минут.  Ещё один договор был заключен с KJ Production на 33 300 000 тенге, но уплачено было только 21 100 000 тенге, так как контракт был расторгнут. Предприятие должно было показать сюжеты хронометражом 33 минуты на телеканале «Астана», а также опубликовать в газете «Литер» материалы объемом 10000 кв.см. и в газете «Егемен» на 8450 кв.см. 

Таким образом, по данным портала госзакупок, с 2020 по 2025 годы Министерство обороны потратило 455 815 658 тенге на создание положительного образа о своей работе через публикации в СМИ.

Имидж казахстанской армии

Как уже отмечалось выше, целью трёх контрактов на сумму 74 млн тенге, среди прочего, является «создание положительного имиджа казахстанской армии». Беспокойство министерства очевидно. Систематические нарушения в работе вооружённых сил усиливают недоверие к силовым структурам в обществе.

Например, по разным оценкам, с 2020 по 2024 год в казахстанской армии умерло от 270 до 300 военнослужащих, включая срочников, контрактников, курсантов и офицеров (1, 2 и 3). Причём речь идёт не о боевых действиях, а о срочной службе в мирное время. Из них отмечается 40 самоубийств, а если учитывать другие силовые структуры, включая МВД и Нацгвардию, то случаев суицида – 86. 

Основными причинами смертей исследователи и журналисты выделяют дедовщину и неуставные отношения в армии, психологическое давление и плохие условия службы, несанкционированное применение оружия, избиения и отсутствие помощи для военнослужащих, столкнувшихся с насилием. Во многих резонансных случаях смертей солдат-срочников родственники и общественность требовали независимого расследования и реформ в армии.

В последнее время СМИ сообщают о случаях, когда казахстанцев насильно забирают прямо с улиц для прохождения медкомиссии и дальнейшей отправки в армию. Издание «Курсив» писало, что в апреле 2025 года в Алматы прошли рейды, в ходе которых молодых людей задержали на выходе из баров и доставляли в пункты сбора. Один из очевидцев рассказал, что увозили потенциальных призывников люди в гражданской одежде. По прибытии в здание военкомата у всех изъяли телефоны без объяснения причин. До утра объявили «отбой», но из-за переполненности ему и ещё нескольким людям пришлось спать на полу. По итогу в военкомате его держали около 12 часов и после прохождения комиссии заявили о его негодности.

Министерство обороны объяснило рейды как «ежегодную практику по поиску уклоняющихся от службы», особенно тех, кто не проживает по месту прописки и не получил повестку.

Фото на обложке: сайт акимата Астаны

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz