Акимат Алматы потратит больше 55 млрд тенге на новые городские автобусы 

В прошлом году редакция Factcheck.kz рассказывала, как Управление городской мобильности Алматы потратило 53,6 млрд тенге на закупку 600 городских автобусов. Такое масштабное обновление автопарка вызвало массу критики у общественности, поскольку параллельно в соцсетях распространилась история о «кладбище автобусов», где содержалось более 800 единиц транспорта.

Однако на этом история обновления автопарка не закончилась. В этом году акимат решил приобрести такое же количество городского транспорта. Рассказываем, сколько это стоит в 2024 году.

Новый год — новые 600 автобусов

В этом году Управление городской мобильности города Алматы опубликовало пять объявлений на покупку новых автобусов. Всего ведомство планирует приобрести 600 единиц транспорта. Самый крупный тендер достался компании Hyundai Trans Auto. Она предоставит акимату 321 автобус длиной 12 метров за 28 890 000 000 тенге. Эта же организация выиграла ещё один конкурс на поставку 29 автобусов длиной 18 метров за 4 408 000 000 тенге. В общем компании выплатили 33 298 000 000 тенге.

Напомним, Hyundai Trans Auto — предприятие группы «Астана Моторс». Автомобили должны будут доставить в автопарк в течение полугода после подписания договора. Несмотря на то, что в описании тендера не указана модель, можно предположить, что речь идёт об автобусах Golden Dragon. 

Остальные три тендера достались компании QazTehna, которая осуществляет сборку автобусов и электробусов из машинокомплектов Yutong на заводе в Карагандинской области. Предприятие предоставит акимату 136 автобусов длиной 12 метров за 13 273 600 000 тенге, 71 автобус длиной 10 метров за 5 942 700 000 тенге и еще 43 автобуса длиной 9 метров за 3 229 300 000 тенге. Получается, суммарно организация заработает 22 515 600 000 тенге. Эти автомобили также должны доставить в автопарк в течение шести месяцев после подписания договора. 

Из техспецификаций следует, что все автобусы должны работать на сжатом природном газе, соответствовать экологическим нормам, иметь встроенные кондиционеры, видеокамеры и электронное табло. Если подсчитать, суммарно в 2024 году власти Алматы намерены потратить 55 813 600 000 тенге на закупку новых автобусов. 

При этом в конце 2023 года аким Алматы Ерболат Досаев говорил, что автобусный парк уже обновлён 1150 новыми экологически чистыми автобусами, из них 600 куплены городскими властями, а 550 — частными перевозчиками. Также, по словам Досаева, «впервые за 11 лет» было приобретено 100 троллейбусов, а в 2024 году планировалось докупить ещё 100 троллейбусов. Последние, к слову, намерены приобрести за 15 920 000 000 тенге, поставщиком также выступит QazTehna.

Власти объясняют обновление автопарка запретом на дизельные автобусы и переходом к возобновляемым источникам энергии. Поэтому, вполне вероятно, это не последняя масштабная закупка городского транспорта. К тому же в августе 2023 года руководитель Управления городской мобильности Сагындык Телибаев сообщил, что к 2025 году планируется закупить 2680 автобусов и 200 троллейбусов.

Старый год — старые 600 автобусов

Как уже отмечалось выше, в прошлом году акимат уже проводил масштабное обновление автопарка. Тогда городские власти суммарно выделили 53 648 000 000 тенге на закупку 600 автобусов. Поставщики были теми же, однако количество автобусов и суммы всё же изменились. За год общая стоимость транспорта выросла на 2 165 600 000 тенге.

Напомним, 2023 году Hyundai Trans Auto получил от Управления городской мобильности 28 348 000 000 тенге за поставку 60 автобусов длиной 18 метров, 200 автобусов длиной 12 метров и ещё 40 автобусов длиной 10 метров. QazTehna же получила 25 350 000 000 тенге за продажу 270 штук 12-метровых автобусов и 30 единиц девятиметровых автобусов.

Помимо городских автобусов, в том же году городские власти приобрели ещё 100 новых школьных автобусов за 4 676 800 000 тенге. Было закуплено два вида транспорта: автобусы на 41 посадочное место и на 21 посадочное место. Авто большей вместимости обошлось в 2 731 800 000 тенге, а меньшей — 1 945 000 000 тенге. Большие автобусы акимату предоставил всё тот же Hyundai Trans Auto, а поменьше — ТОО Allur Auto Astana.

Миллионы на новое «кладбище автобусов»

В 2023 году закупка новых автобусов вызвала шквал критики не только со стороны общественности, но и представителей власти. В частности, из-за того, что близ города, в поселке Жетыген, обнаружилось «кладбище автобусов», где на тот момент хранилось 823 единицы транспорта. Тогда активно поднимался вопрос о том, почему городские власти не попытались отремонтировать автобусы. В «Алматыэлектротранс» аргументировали это переходом к более экологичному виду транспорта.

Акимат Алматы потратит больше 55 млрд тенге на новые городские автобусы 
«Кладбище» автобусов — снимок Google Maps

Ситуация усугубилась тем, что в конце прошлого года акимат Алматы заключил контракт на 175 000 000 тенге на предположительную аренду нового «кладбища». Речь шла о территории площадью не менее 4,9437 гектаров в черте города или не более 50 км от его границы. Власти взяли её в аренду до конца 2025 года. Стоянку намеревались оградить двухметровым забором, железными воротами и установить по периметру камеры наблюдения.

Интересно, что Ерболат Досаев заявил, что на аренду «кладбища» было потрачено менее 150 млн тенге.

В техспецификации указывалось, что территория в 5 гектаров необходима для сбора и хранения вышедших из эксплуатации транспортных средств. Всего там планировалось содержать уже 1123 единицы транспорта. На это указывал ещё один контракт на 125 000 000 тенге от «Алматыэлектротранс» по перевозке 923 автобусов из поселка Жетыген, 200 единиц транспорта из автобусного парка «Восток» и ещё 100 из «Троллейбусного парка №1». Суммарно новое «кладбище», если опираться на данные портала госзакупок, обошлось властям в 300 000 000 тенге.

Родился в городе Алматы. Окончил факультет журналистики в КазНУ им. Аль-Фараби. С 2017 года работал корреспондентом в нескольких казахстанских изданиях.

Factcheck.kz