Ежегодно казахстанские власти организуют сотни тендеров для противодействия экстремизму в соцсетях и проведению просветительской работы. Среди множества объявлений внимание Factcheck.kz привлекла закупка от акимата Алматинской области, которая предполагает, среди прочего, создание демотиваторов.
27 миллионов на Reels и демотиваторы
12 февраля Управление по делам религий Алматинской области опубликовало объявление на «организацию контрпропагандистских мероприятий в интернет-пространстве». На это было выделено 27 300 000 тенге. Победителем тендера был выбран Общественный фонд Social Development Center (SDC), однако контракт с организацией ещё не заключен.
Согласно техспецификации, основная цель проекта — противодействие распространению идеологии религиозного экстремизма среди пользователей социальных сетей. Для борьбы с деструктивными течениями, поставщик должен организовать работу 10 аккаунтов заказчика в соцсетях, заниматься их продвижением, публиковать контент и по итогу проекта увеличить количество подписчиков на 30%.
Что касается контента, поставщику необходимо создать и разместить не менее 500 графических мотиваторов и демотиваторов, направленных на «профилактику религиозного экстремизма» и популяризацию традиций или истории казахского народа. Также в соцсетях нужно будет разместить не менее 250 видеороликов в формате Reels и Shorts. Содержание видео должно быть направлено на формирование патриотизма, пропаганду традиционных ценностей и дискредитацию идеологии деструктивных религиозных течений. Cодержание, дизайн и музыка видео должны обязательно согласовываться с заказчиком.
Демотиватор (демотивационный постер) — разновидность настенного плаката. Демотиватор пародирует мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания рабочего настроения), используя схожие с мотиваторами изображения, но с подписями, формально направленными на создание атмосферы обречённости и бессмысленности усилий.
Википедия
Интересно, что все видеоматериалы должны создаваться при помощи искусственного интеллекта и нейросетей, которые позволят генерировать анимационный формат, голоса, а также оживлять фото.
Далее контент отправят на продвижение во всех соцсетях и видеохостинге YouTube. Таргетированную рекламу с охватом в три миллиона пользователей, проживающих в Алматинской области, запустят не менее 400 раз. Также дополнительно не менее 100 раз будет запущена рекламная кампания в интернете по территории всего Казахстана.
Помимо этого, поставщику необходимо создать комментаторскую группу из трёх человек и одного руководителя, которые будут оставлять отзывы в аккаунтах заказчика и комментировать материалы в популярных пабликах и СМИ на религиозную тематику.
Необычные способы противодействия экстремизму
Отметим, что это не первая подобная закупка. В прошлом году акимат Алматинской области проводил аналогичный тендер, но за меньшие деньги, на организацию контрпропагандистских мероприятий в интернете было потрачено 17 075 892 тенге. Интересно, что техспецификация с прошлого года практически не изменилась, а победителем стал тот же Общественный фонд SDC.
Интересно также, что это не единственный случай, когда акимат Алматинской области выделяется необычными способами профилактики религиозного экстремизма. Например, в этом же году Управление по делам религий региона решило разработать и изготовить комикс за 21 890 000 тенге о пропаганде традиционных и исторических ценностей.
Ещё 11 февраля Управление по делам религий заключило контракт почти на 23 млн тенге на разработку и съёмку подкастов, направленных на профилактику религиозного экстремизма и терроризма. И здесь победителем стал ОФ SDC.
Проблемы борьбы с экстремизмом
Ранее мы рассказывали, как в Казахстане борются с экстремизмом и терроризмом, и сколько денег на это предположительно уходит.
Противодействием деструктивным течениям в стране занимается подведомство Министерства культуры и информации — Комитет по делам религий — который распределяет финансы между госорганами на борьбу с экстремизмом.
В отчётах о республиканском бюджете отдельно не прописано, сколько денег выделяет государство на работу Комитета. Однако в документе есть несколько пунктов, которые могут относиться к деятельности ведомства. В 2024 году на проведение госинформ политики было выделено 62,8 млрд тенге, а на реализацию госполитики в сфере общественного согласия — 5,8 млрд тенге. В 2025 году бюджеты выросли до 67,4 млрд тенге и 6,3 млрд тенге по тем же пунктам
Помимо этого, государство реализовывало две крупные программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму. Первая действовала с 2013 по 2017 год. Согласно описанию, в её реализации участвовали Комитет национальной безопасности, Генеральная прокуратура, Служба охраны президента, Министерство внутренних дел и Министерство обороны. Общий бюджет составил больше 103 млрд тенге. Вторая программа была утверждена на период с 2018 по 2022 год. В этот раз бюджет составил больше 270 млрд тенге.
При этом такие траты бюджета критиковали сами госслужащие. В феврале 2022 года депутат Сената Султан Дюсембинов сказал, что программа, на которую потрачено 270 млрд не дала должного результата. По его словам, только 4% бюджета были потрачены на профилактические мероприятия. Также он отмечал, что число последователей деструктивных течений в Казахстане с годами только растёт. При этом, в качестве примера, он приводил январские события.
Тогда депутаты попросили премьер-министра Алихана Смаилова разработать новую госпрограмму по противодействию экстремизму и терроризму. Однако, судя по открытым данным, она всё ещё не запущена.