Алматы готовится к очередной волне масштабных закупок общественного транспорта — газового и электрического. Власти обещают полный отказ от бензина и дизеля к концу 2025 года, мотивируя это борьбой за экологию. Однако к самому подходу к модернизации и рациональности расходования бюджета возникают вопросы. Factcheck.kz рассказывает, как городские власти организовали самую крупную закупку городского транспорта.
600 новых газовых автобусов
29 апреля 2025 года Управление городской мобильности Алматы опубликовало сразу три объявления о закупке новых газовых автобусов для обслуживания городских маршрутов. Крупнейший тендер достался компании ТОО QazTehna, которая поставит 320 12-метровых газовых автобусов на сумму 33 478 400 000 тенге.
Два других тендера выиграла компания Hyundai Trans Auto. В рамках первого она обязалась поставить 230 12-метровых газовых автобусов за 23 000 000 000 тенге, а во втором — 50 18-метровых автобусов за 8 050 000 000 тенге.
Hyundai Trans Auto — предприятие группы «Астана Моторс», выпускающее автобусы Golden Dragon. В свою очередь, QazTehna занимается сборкой автобусов и электробусов из машинокомплектов Yutong на заводе в Карагандинской области.
Согласно технической спецификации, все поставляемые автобусы должны работать на сжатом природном газе, вмещать от 90 до 150 пассажиров и быть оборудованы антивандальными сиденьями с мягкими спинками, кондиционером, видеокамерами, электронным табло, системой мониторинга пассажиропотока и автоматическим голосовым объявлением остановок.
Итоговая цифра — 600 газовых автобусов общей стоимостью 64 528 400 000 тенге. Согласно условиям, транспорт должен быть поставлен в течение 180 дней после регистрации договора в органах казначейства. Все договоры были подписаны 20 мая.
Это не единственные запланированные закупки. Управление городской мобильности также объявило тендер на приобретение 100 школьных автобусов. Победителем стало ТОО QazTehna, договорная сумма составила 4 900 000 000 тенге. Согласно техспецификации, автобусы должны быть произведены в 2025 году и иметь не менее 21 сидячего места. В документации указывается два разных срока поставки: 180 дней после регистрации договора и «до 1 сентября 2024 года», что может свидетельствовать об использовании прошлогодних условий.
200 электробусов
Дополнительно городские власти объявили два тендера на закупку 200 электробусов. Первый включал поставку 100 единиц за 18 709 000 000 тенге, второй — ещё 100 за 17 355 000 000 тенге. Общая сумма могла составить 36 064 000 000 тенге. Однако обе закупки не состоялись из-за того, что участники, а это те же ТОО QazTehna и Hyundai Trans Auto, а также Daewoo Bus Kazakhstan, не предоставили полного пакета документов.
Согласно техспецификации, электробусы представляют собой новый уровень городского транспорта — экологичный, комфортный и технологически оснащённый. Одного полного заряда достаточно для пробега до 300 км без использования отопления или кондиционера, и до 200 км — с ними. Время полной зарядки составляет 4,5 часа, температурный диапазон эксплуатации — от -40 до +45 градусов.
Салон на 80–90 пассажиров должен быть оборудован USB-портами у сидений, системой видеонаблюдения, оповещением, электронным табло и кондиционером.
Хотя закупки не состоялись, из имеющихся данных можно сделать вывод о приблизительной стоимости одного электробуса — от 173 550 000 до 187 090 000 тенге, в зависимости от характеристик. Если бы оба тендера состоялись, расходы города составили бы 100 592 400 000 тенге (не считая затраты на школьные автобусы) или почти 197 млн долларов.
Однако всё указывает на то, что электробусы всё же закупят, и больше сотни миллиардов тенге в итоге будут потрачены. Далее объясним почему.
План по экологизации Алматы
Власти Алматы уже давно грезят идеей заменить весь общественный транспорт на экологичный. Началось всё с инициативы президента Касым-Жомарта Токаева, который ещё в 2022 году заявил, что городу нужно отказаться от устаревших и неэкологичных видов транспорта. После этого алматинские чиновники сообщили о намерении закупить 2680 единиц новых автобусов и 200 троллейбусов до 2025 года в рамках исполнения поручения президента.
В декабре 2024 года швейцарская компания IQAir официально включила Алматы в рейтинг «Самых загрязнённых крупных городов мира». В марте 2025 года Токаев провёл личную встречу с тогдашним акимом Алматы Ерболатом Досаевым, по итогам которой глава города получил указание каждые две недели лично докладывать о проделанной работе президенту. Особое внимание было уделено полной экологизации общественного транспорта до конца года.
В начале мая пресс-служба акимата сообщила о планах полностью отказаться от бензинового и дизельного общественного транспорта к концу 2025 года. В связи с этим планируется закупка 600 газовых и 200 электробусов. Частным перевозчикам поручено приобрести ещё 800 газовых и 118 электрических автобусов.
Ожидалось, что договоры на поставку будут заключены до 20 мая. Однако, согласно данным госзакупок, два контракта так и не были подписаны. При этом акимат сообщает, что уже выдал шести частным инвесторам 233 технических условий для установки зарядных станций.
Также стоит отметить заявление депутата маслихата Алматы Тимура Елеусизова, который в комментарии для «Радио Азаттык» сообщил, что акимат выделил «более 200 миллионов долларов» на обновление автопарка. С учётом всех обстоятельств — от заявлений президента до установки зарядной инфраструктуры — можно предположить, что новые тендеры на закупку электробусов в ближайшее время будут объявлены вновь, а итоговая сумма расходов составит те самые 200 млн долларов (или более 100 млрд тенге), о которых упомянул Елеусизов.
Судьба списанных автобусов
Плохое качество воздуха — одна из самых насущных проблем жителей Алматы. А экологичный транспорт — одна из широко распространённых мер, к которым прибегают страны в борьбе с загрязнением воздуха. Тем не менее, с планами акимата по экологизации общественного транспорта в их нынешнем виде согласны не все. Так, Тимур Елеусизов в разговоре с «Радио Азаттык» выразил сомнение в целесообразности текущих трат, особенно если речь идёт о массовой утилизации 600 дизельных автобусов:
«Если мы говорим о передовом городе, мы должны всё делать передовое. Но мы должны плавно к этому идти с точки зрения рационального расходования бюджета, а не просто взять, 600 автобусов выкинуть на свалку, типа мы их продадим, но никуда их не продали, никому они не нужны. Их можно было реанимировать, найти подрядную организацию, которая просто реставрацию провела бы этих автобусов, перекрасились бы они, двигатели бы поменяли там. Шасси, колёса, всё такое. И вышли бы обратно на рейс. Мы же должны использовать те ресурсы, которые у нас есть, а не просто транжирить».
Factcheck.kz ранее рассказывал, что в 2023 году на 600 газовых автобусов было потрачено 53,6 млрд тенге, а в 2024 году — ещё 55,8 млрд тенге. Елеусизов даёт «Радио Азаттык» обновлённую информацию по прошлому году: на 700 автобусов на газе и 100 троллейбусов из бюджета было направлено 140 млн долларов. Таким образом, в 2025 году проходит самая масштабная закупка.
Отдельного внимания заслуживает ситуация с «кладбищем автобусов». Ранее сообщалось, что акимат арендовал ещё один участок площадью 5 гектаров до 2025 года, потратив 175 млн тенге, для хранения 1123 вышедших из эксплуатации автобусов. На фоне новых закупок это решение вызывает вопросы как у общественности, так и у части чиновников, которые считают, что переоборудование старых автобусов было бы экономически целесообразнее.
По данным правительства, автотранспорт производит около 60% всех загрязняющих выбросов в Алматы, однако основной вклад в загрязнение вносят частные автомобили. «Радио Азаттык» со ссылкой на исследования сообщает, что на дизельные автобусы приходится около 5% вредных выбросов. В исследовании казахстанских учёных, опубликованном в журнале Sustainable Technologies for Green Economy, отмечается, что в 2021 году на долю 4157 дизельных автобусов, зарегистрированных в Алматы, приходилось 5,7% всех выбросов от автомобильного транспорта. Тем не менее, несмотря на относительно низкую цифру, исследователи признают важность отказа от дизельного транспорта.
Фото на обложке: сайт акимата Алматы