Опрос: более трети казахстанцев трудно распознать фейки о коронавирусе

Значительной части казахстанцев трудно распознать дезинформацию о коронавирусе. Таковы результаты опроса, проведённого Бюро экспресс-мониторинга общественного мнения DEMOSCOPE с 27 февраля по 4 марта.

Согласно результатам опроса, большинству казахстанцев (39%) трудно определить достоверность новостей о коронавирусе, 32% респондентов затруднились ответить на вопрос. И только треть опрошенных уверены, что легко распознают правдивые и фейковые новости.

Исследователей интересовал и уровень доверия граждан к источникам информации. По данным опроса:

  • 46% казахстанцев убеждены, что наиболее достоверную информацию о коронавирусе распространяют врачи и медицинский персонал
  • 19% доверяют официальным властям Казахстана и Всемирной организации здравоохранения
  • 14% опрошенных предпочитают доверять учёным и экспертам
  • 10% респондентов верят знакомым
  • 8% полагаются на блогеров и рядовых пользователей соцсетей

Во время пандемии в Казахстане активно распространяются различные конспирологические теории. Одним из наиболее популярных фейковых нарративов является сообщение о том, что коронавирус якобы распространяется через вышки 5G. Согласно опросу:

  • 48% респондентов не верят данному утверждению
  • 45% не смогли определиться с ответом
  • 6% поверили в фейковую теорию

Примечательно, что телевидение является основным источником информации о коронавирусе. 91% респондентов указали именно ТВ как главный информационный ресурс о пандемии, при этом две трети респондентов (72%) смотрят казахстанские телеканалы, а 19% — зарубежные. Можно было бы предположить, что такой результат обусловила методика опроса, однако возраст большинства опрошенных (47%) был в пределах 25-44 лет, в то время как доля респондентов старше 65 лет составила всего 8%.

Вторым по величине источником информации стали социальные сети (24%), а третье место заняли интернет-издания (20%).

Всего было опрошено 1100 человек (53% мужчин и 47% женщин старше 18 лет) в 14 областях и городах республиканского значения.

Контекст

  • По данным прошлогоднего опроса, большинство американцев чувствуют себя подавленными из-за скорости распространения информации и количества новостей, а также говорят, что часто не могут разобраться в фактах и ​​определить важность информации.

Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на ТВ (телеканалы «Алматы», Astana, КТК, 7 канал), в печатных и мультимедийных интернет-изданиях, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году, занимался медиакритикой в издании «Новый репортёр».

Factcheck.kz