Facebook заблокировал исследователей рекламы и дезинформации на платформе

Facebook забанил учёных, изучавших прозрачность рекламы и распространение дезинформации в социальных сетях. Администрация заявляет, что группа исследователей нарушила условия сервиса, собирая пользовательские данные без разрешения. Но учёные говорят, что их заставляют замолчать за разоблачение проблем платформы. Об этом пишет The Verge.

Исследователи являются частью проекта Нью-Йоркского университета Ad Observatory, созданного для изучения происхождения и распространения политической рекламы на Facebook. Как поясняли они в своём блоге, их цель — выяснить, кто платит за политическую рекламу и какие цели ставит. Такая работа имеет важное значение для понимания распространения дезинформации в Facebook, поскольку сама компания не проводит фактчекинг политической рекламы.

Чтобы помочь своей работе, исследователи создали подключаемый модуль для браузера под названием Ad Observer, который автоматически собирает данные о том, какую политическую рекламу показывают пользователям, и почему эта реклама нацелена на именно них. По словам учёных, плагин не собирает никакой личной информации, включая имена пользователей, идентификационный номер Facebook или список друзей.

Данные, собранные Ad Observer, затем становятся общедоступными для исследователей и журналистов, которые используют эту информацию для обнаружения неких тенденций и выявления проблем Facebook.

Лаура Эдельсон, исследователь из Нью-Йоркского университета, участвовавшая в проекте, чей аккаунт был заблокирован, говорит, что компания хочет прекратить независимую проверку своей платформы.

«Facebook заставляет нас замолчать, потому что наша работа часто привлекает внимание к проблемам на платформе», — сказала Эдельсон Bloomberg News по электронной почте.

Facebook заявляет, что заблокировал исследователей, потому что они нарушили условия социальной сети, и якобы потому что плагин Ad Observer «собирал данные о пользователях Facebook, которые… не давали согласие на сбор данных». Формулировка Facebook предполагает, что исследователи собирали данные о частных лицах без согласия, но, как сообщал Protocol в марте, Facebook на самом деле имеет в виду «учётные записи рекламодателей» (The Verge попросила Facebook подтвердить это, но компания отказалась от комментариев.)

По словам представителей соцсети, компания неоднократно предлагала сотрудничать с исследователями Нью-Йоркского университета, напрямую предоставляя им нужные данные, и впервые предупредил группу, что им может быть запрещен доступ к сайту ещё в прошлом году.

Контекст

  • Недавно стало известно: компания Facebook намерена разрешить рекламодателям настраивать целевую рекламу для пользователей младше 18 лет только на основе данных об их возрасте, поле и местоположении.
Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org