Правда ли, что в Голландии продаётся детская игрушка «Распни Иисуса сам»?

В сентябре в русскоязычном сегменте социальных сетей распространилось фото с «набором для распятия Иисуса». Содержимое большой коробки представляет собой разобранный деревянный крест, молоток, гвозди и фигурку Иисуса. В сообщениях утверждается, что на изображении — игрушка, которую продают в детских магазинах Голландии.

Пик публикаций об игрушке пришелся на 19-20 сентября, но цитирования продолжаются и по сей день. Посты можно увидеть, например, в Telegram (1,2), во ВКонтакте (1,2) и в Facebook (1,2). Авторы публикаций сходятся во мнении, что творение оскорбляет чувство верующих и демонстрирует деградацию нравственности в Европе.

В подписи к опубликованной фотографии пользователь Facebook Вивьен Лю пишет: «европейцы, бдь, падение вашей морали достигнет хоть когда-то дна??!». «Вот кому мы противостоим!», — заявляет автор аккаунта с ником Антон Нечехов во Вконтакте. Также в сети распространилось видео с комментарием священника Русской православной церкви заграницей Александра Липина о том, что «мир сошёл с ума».

Редакция Factcheck.kz решила выяснить, соответствует ли информация действительности.

Вердикт: Манипуляция

Так называемая игрушка, на самом деле, является арт-объектом, созданным голландским репортёром и ведущим Филемоном Весселинком. Работа была представлена еще в 2015 году на фестивале Биеннале в Энсхеде. После выставки набор действительно продавался, но в единственном экземпляре, и не в детском магазине, а в галерее Art Kitchen Gallery.

Как показал обратный поиск по фото, русскоязычная аудитория уже не первый год обсуждает игрушечное распятие в качестве предзнаменования конца Европы. В 2019 году российский журналист Аббас Джума уже публиковал скандальное изображение в своём аккаунте в Twitter с подписью «Сначала гендерно-нейтральные игрушки для детей. Теперь наборы «Распни Христа сам». Твит разлетелся среди пользователей и стал поводом для заметок в СМИ (1,2) и обсуждений в блог-платформах. Тогда же распространилось то самое видео со священником РПЦЗ Липиным. Помимо этого, пользователи соцсетей нашли рекламный ролик похожей игрушки, который, на деле, оказался шуточной постановкой, появившейся в Сети не позднее 2005 года.

Комментируя свою задумку, Весселинк рассказал, что был воспитан в христианских традициях, поэтому образ распятия «знаком ему с детства». Голландец считает, что тело Христа на кресте в какой-то момент стало для христиан своего рода «брендом» религии, а для него распятие — это, в первую очередь, жестокость. В то же время Весселинк отмечает, что если бы не страшная казнь, то «христианство не было бы таким великим». Его работа призвана поставить вопрос перед современными верующими: готовы ли они своими руками распять, пусть и игрушечного, но человека, ради того, чтобы христианство было таким как сейчас — с великой святой жертвой и распятием в качестве символа этой жертвы. Художник отмечает, что место проведения выставки (Голландия, регион Твенте) — прекрасная декорация для его работы, так как именно здесь проходили съемки телеспектакля «Страсть», который, по словам Весселинка, является очередным шагом к «медийности христианства».

Контекст: произведения искусства, оскорбившие чувства верующих 

Деятели искусств часто используют религиозные мотивы, сюжеты и атрибутику в своих работах, и нередко это приводит к недопониманию. Расскажем о нескольких произведениях признанных мастеров, которые в свое время также снискали скандальную славу. Информация, использованная в этом разделе, взята с сайта просветительского проекта Arzamas.

Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска Сикстинской капеллы. 1537-1541 годы

Capella Sistina / Wikimedia Commons

Фреска была создана по заказу папы Павла III, который остался в восторге результатом работы. Однако не все разделили его мнение. Долгие годы «Страшный суд» корили за безнравственность и непотребство, а в конце 1550 года новый папа Павел IV предложил фреску «просто сбить». На счастье Микеланджело, до того, как кто-либо приступил к уничтожению его работы, на престол взошел Пий IV, который полной ликвидации не поддержал и принял решение о коррекции изображения. Цензурированием деликатных фрагментов занимался ученик Микеланджело Даниеле Риччарелли из Вольтерры, который выполнил работу безупречно, но на протяжении XVIII и XIX веков фреску все равно продолжали «обновлять». Только в 1994 году реставраторы наконец-то очистили произведения от всех вмешательств, оставив лишь частичные исправления XVI века в качестве исторического свидетельства церковной цензуры.

Караваджо. Успение Девы Марии. 1604-1606 годы

Musée du Louvre / Wikimedia Commons

Караваджо всю жизнь обвиняли в оскорблении чувств верующих посредством написания  картин. Одна из них — «Успение Девы Марии». Традиционный сюжет у Караваджо заказали для церкви Санта-Мария делла Скала, но после завершения работы священ­нослужители с гневом отвергли полотно. Их возмутило, что смерть Девы Марии выглядела слишком натуралистично и по-человечески: зеленоватое лицо, распухшее тело и торчащие из под платья босые ноги. Спустя несколько лет, по совету Рубенса, который был поражен эмо­циональной напряженностью произведения Караваджо, картину приобрел герцог Мантуи.

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

Государственная Третьяковская галерея / Wikimedia Commons

Впервые картину показали на выставке в Петербурге в 1862 году, и она сразу же вызвала споры. Часть зрителей восхитилась сме­лым высказыванием Перова, другие же были оскорблены. Большинство  критиков обвинили живо­писца в том, что он, карикатурно показывая неприглядную сторону жизни,  убивает искусство и доводит его до уровня лишь «обличи­тельного памфлета». Глубоко оскорбились и представители Святейшего синода, которые обвинили Перова в намеренном очернении церкви. Обер-прокурор Синода даже предписал Акаде­мии худо­жеств снять полотно с выставки и запретил его публичную демонстрацию, однако к этому моменту картину уже приобрел Павел Третьяков. 

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Валерия Бучельникова
Журналист, сценарист. Изучала политическую журналистику.