В сентябре в русскоязычном сегменте социальных сетей распространилось фото с «набором для распятия Иисуса». Содержимое большой коробки представляет собой разобранный деревянный крест, молоток, гвозди и фигурку Иисуса. В сообщениях утверждается, что на изображении — игрушка, которую продают в детских магазинах Голландии.
Пик публикаций об игрушке пришелся на 19-20 сентября, но цитирования продолжаются и по сей день. Посты можно увидеть, например, в Telegram (1,2), во ВКонтакте (1,2) и в Facebook (1,2). Авторы публикаций сходятся во мнении, что творение оскорбляет чувство верующих и демонстрирует деградацию нравственности в Европе.
В подписи к опубликованной фотографии пользователь Facebook Вивьен Лю пишет: «европейцы, бдь, падение вашей морали достигнет хоть когда-то дна??!». «Вот кому мы противостоим!», — заявляет автор аккаунта с ником Антон Нечехов во Вконтакте. Также в сети распространилось видео с комментарием священника Русской православной церкви заграницей Александра Липина о том, что «мир сошёл с ума».
Редакция Factcheck.kz решила выяснить, соответствует ли информация действительности.
Вердикт: Манипуляция
Так называемая игрушка, на самом деле, является арт-объектом, созданным голландским репортёром и ведущим Филемоном Весселинком. Работа была представлена еще в 2015 году на фестивале Биеннале в Энсхеде. После выставки набор действительно продавался, но в единственном экземпляре, и не в детском магазине, а в галерее Art Kitchen Gallery.
Как показал обратный поиск по фото, русскоязычная аудитория уже не первый год обсуждает игрушечное распятие в качестве предзнаменования конца Европы. В 2019 году российский журналист Аббас Джума уже публиковал скандальное изображение в своём аккаунте в Twitter с подписью «Сначала гендерно-нейтральные игрушки для детей. Теперь наборы «Распни Христа сам». Твит разлетелся среди пользователей и стал поводом для заметок в СМИ (1,2) и обсуждений в блог-платформах. Тогда же распространилось то самое видео со священником РПЦЗ Липиным. Помимо этого, пользователи соцсетей нашли рекламный ролик похожей игрушки, который, на деле, оказался шуточной постановкой, появившейся в Сети не позднее 2005 года.
Комментируя свою задумку, Весселинк рассказал, что был воспитан в христианских традициях, поэтому образ распятия «знаком ему с детства». Голландец считает, что тело Христа на кресте в какой-то момент стало для христиан своего рода «брендом» религии, а для него распятие — это, в первую очередь, жестокость. В то же время Весселинк отмечает, что если бы не страшная казнь, то «христианство не было бы таким великим». Его работа призвана поставить вопрос перед современными верующими: готовы ли они своими руками распять, пусть и игрушечного, но человека, ради того, чтобы христианство было таким как сейчас — с великой святой жертвой и распятием в качестве символа этой жертвы. Художник отмечает, что место проведения выставки (Голландия, регион Твенте) — прекрасная декорация для его работы, так как именно здесь проходили съемки телеспектакля «Страсть», который, по словам Весселинка, является очередным шагом к «медийности христианства».
Контекст: произведения искусства, оскорбившие чувства верующих
Деятели искусств часто используют религиозные мотивы, сюжеты и атрибутику в своих работах, и нередко это приводит к недопониманию. Расскажем о нескольких произведениях признанных мастеров, которые в свое время также снискали скандальную славу. Информация, использованная в этом разделе, взята с сайта просветительского проекта Arzamas.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд. Фреска Сикстинской капеллы. 1537-1541 годы

Фреска была создана по заказу папы Павла III, который остался в восторге результатом работы. Однако не все разделили его мнение. Долгие годы «Страшный суд» корили за безнравственность и непотребство, а в конце 1550 года новый папа Павел IV предложил фреску «просто сбить». На счастье Микеланджело, до того, как кто-либо приступил к уничтожению его работы, на престол взошел Пий IV, который полной ликвидации не поддержал и принял решение о коррекции изображения. Цензурированием деликатных фрагментов занимался ученик Микеланджело Даниеле Риччарелли из Вольтерры, который выполнил работу безупречно, но на протяжении XVIII и XIX веков фреску все равно продолжали «обновлять». Только в 1994 году реставраторы наконец-то очистили произведения от всех вмешательств, оставив лишь частичные исправления XVI века в качестве исторического свидетельства церковной цензуры.
Караваджо. Успение Девы Марии. 1604-1606 годы

Караваджо всю жизнь обвиняли в оскорблении чувств верующих посредством написания картин. Одна из них — «Успение Девы Марии». Традиционный сюжет у Караваджо заказали для церкви Санта-Мария делла Скала, но после завершения работы священнослужители с гневом отвергли полотно. Их возмутило, что смерть Девы Марии выглядела слишком натуралистично и по-человечески: зеленоватое лицо, распухшее тело и торчащие из под платья босые ноги. Спустя несколько лет, по совету Рубенса, который был поражен эмоциональной напряженностью произведения Караваджо, картину приобрел герцог Мантуи.
Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год

Впервые картину показали на выставке в Петербурге в 1862 году, и она сразу же вызвала споры. Часть зрителей восхитилась смелым высказыванием Перова, другие же были оскорблены. Большинство критиков обвинили живописца в том, что он, карикатурно показывая неприглядную сторону жизни, убивает искусство и доводит его до уровня лишь «обличительного памфлета». Глубоко оскорбились и представители Святейшего синода, которые обвинили Перова в намеренном очернении церкви. Обер-прокурор Синода даже предписал Академии художеств снять полотно с выставки и запретил его публичную демонстрацию, однако к этому моменту картину уже приобрел Павел Третьяков.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.