В декабре компания Zara выпустила новый кампейн «Collection 04_The Jacket» с известной моделью Кристен Макменами в главной роли. Бренд представил серию лимитированных нарядов с необычным дизайном, который, впрочем, получил гораздо меньше внимания, чем реквизит и интерьер, выбранные для съёмки. Пользователи социальных сетей посчитали, что фотосессия неуместна на фоне обострившегося палестино-израильского конфликта. По просьбам читателей, редакция Factcheck.kz решила разобрать ситуацию.
Реклама, бойкот и плохая история отношений
О выходе новой лимитированной коллекции стало известно 7 декабря. Фото Кристен Макменами авторства Тима Уолкера появилось на официальной странице Zara и в аккаунте компании в Instagram.
Необычная реклама буквально сразу же подверглась критике, что обернулось в мощную кампанию по отмене бренда в социальных сетях (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12).
А также крупными протестными акциями в реальности.
По мнению призвавших к бойкоту, Zara «хайпует» на трагедии, так как манекены с отсутствующими конечностями, завёрнутые в белую ткань, якобы напоминают тела в белых саванах, сеттинг фотосессии отсылает к разрушенным зданиям, а модель выглядит «истощённой». Кроме того, на одном из сегментов полуразрушенной стены пользователи разглядели карту Палестины.
В ответ на критику Zara решила отказаться от рекламной кампании, полностью удалив фотосет. Также компания оставила обращение на своей странице Instagram следующего содержания:
Послушав комментарии, касательно последней кампании Zara «The Jacket», мы хотим сказать следующее: кампания, которая была задумана в июле и реализована в сентябре, представляет серию изображений незавершённых скульптур в мастерской скульптора и была придумана с единственной целью демонстрации ремесленной работы в арт-контексте. К сожалению, некоторые клиенты оскорбились этими фотографиями, которые теперь удалены, и увидели в них что-то далёкое от того, что было задумано, когда они создавались. Zara сожалеет, что случилось недопонимание, и подтверждает глубокое уважение ко всем.
Однако такой ответ не устроил интернет-пользователей, которые назвали его примером газлайтинга, отметив, что компании нужно было хорошо подумать, прежде чем одобрять публикацию таких фотографий (1, 2).
Ситуация в глазах многих усугубляется тем, что у Zara ранее уже было два больших скандала, связанных с Палестиной. И пользователи вспомнили о них на фоне нынешней попытки бойкотировать бренд. Так, в 2021 году к критике в отношении масс-маркет сети привело поведение дизайнера компании Ванессы Перельман.
По сообщениям СМИ (1, 2, 3), Перельман вступила в дискуссию с моделью из Восточного Иерусалима Кахером Харашем в ответ на его пропалестинский контент, написав в личном сообщении несколько негативных высказываний в адрес палестинцев и модели. Хараш поделился в Instagram stories сообщением дизайнера, а также ответом Zara на произошедшее, в котором компания сообщила, что проведёт внутреннее расследование, и что извинения дизайнера были приняты Харашем в личном разговоре. Хараш назвал обратную связь разочаровывающей и оскорбительной и призвал бойкотировать компанию.

Позже Перельман ещё раз принесла извинения и удалила свой аккаунт в Instagram.


В 2022 году владелец израильских филиалов Zara Джоуи Швебель встретился с Итамаром Бен-Гвиром — лидером израильской партии с крайними правыми взглядами. Бен-Гвир известен своими призывами к изгнанию из Израиля арабов, которые нелояльны к государству. Швебеля обвинили в радикальных политических взглядах и главным инструментом борьбы против него снова избрали отмену испанского бренда (1, 2).
Вывод
Стоит отметить, что многие интернет-пользователи не разглядели в рекламной кампании Zara связь с палестино-израильским конфликтом и искренне не понимают, в чём проблема. И здесь, наверное, уместно вспомнить о субъективности искусства. О том, что художник не контролирует то, как зрители будут интерпретировать его творение. От редакции позволим заметить, что визуальные элементы, которые вызвали больше всего возмущения, присутствуют на одной конкретной фотографии, которая и получила более широкое распространение. В остальных изображениях из фотосета, например, нет манекенов, обёрнутых в белую ткань — только скульптуры или живые люди. Собственно, манекены, по нашему мнению, могут и не служить отсылкой к чему-либо, худоба модели скорее говорит о нынешних стандартах индустрии моды, а намеренный беспорядок на съёмочной площадке — о веяниях современного искусства.
Контекст
После обращения от Zara среди пользователей сети распространилось видео, которое, по их утверждению, связано с бойкотом бренда (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) из-за рекламной кампании «The Jacket».

Однако это манипуляция. Данный ролик с 3D графикой является частью кампании #thinkfirstbuysecond, которую продвигает секонд-хенд класса люкс vestiairecollective. Reels появился на официальной странице VC ещё до скандального кампейна и посвящён он был «fast fashion» (рус — «быстрая мода»). Сторонники #thinkfirstbuysecond осуждают «быструю моду» и, в частности, бренд ZARA как одного основных последователей идеи быстрого обновления ассортимента.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.