Правда ли, что Мажилис РК одобрил соглашение об отправке миротворческих войск для защиты границ России?

31 мая в ходе пленарного заседания мажилиса парламента РК депутаты приняли три соглашения, которые касаются сотрудничества государств-членов ОДКБ. После этого в социальных сетях, в частности в TikTok, начали распространяться ролики (1, 2, 3, 4, 5), в которых авторы утверждают о скорой отправке казахстанских миротворческих сил по линии ОДКБ для защиты границ России в военном конфликте с Украиной. Поводом к возникновению подобных слухов, вероятно, также послужил расплывчатый ответ заместителя министра обороны Султана Камалетдинова журналистам — в кулуарах мажилиса чиновник допустил, что если парламент примет решение об отправке войск, то это случится.

Заместитель обороны РК пришёл уговаривать депутатов утвердить решение, которое они уже приняли до этого в Минске, чтобы отправить миротворческий контингент от Казахстана, как члена ОДКБ, защищать Россию.

Пользователь TikTok

Спустя неделю, 7 июня министр обороны Руслан Жаксылыков прокомментировал слухи об отправке казахстанских войск в составе ОДКБ для охраны границ Воронежской и Белгородской областей, назвав их фейком и заверив, что вооружённые силы РК находятся на территории Казахстана.

Редакция Factcheck.kz решила разобраться в одобренных мажилисом документах и выяснить, действительно ли в них идёт речь об отправке миротворческих сил для защиты границ России.

Вердикт: Ложь

Соглашения, ратифицированные депутатами нижней палаты парламента 31 мая и подписанные государствами-членами ОДКБ ещё 16 сентября 2021 года в Душанбе, не касаются отправки миротворческого контингента для помощи России в войне с Украиной. Только один договор посвящен миротворческой деятельности ОДКБ, однако речь в нём идёт об участии в операциях ООН по поддержанию мира.

После Мажилиса соглашения также должны быть одобрены Сенатом, а затем подписаны президентом.

Здесь стоит напомнить о существовании положения ОДКБ о том, что по просьбе государства, подвергшегося нападению, страны-участницы незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную. Таким образом, технически, для того, чтобы выслать войска Казахстана в Россию, ОДКБ не нужно какое-либо дополнительное соглашение. Работает ли ОДКБ как задумывался — вопрос спорный. Тем не менее, договор есть уже давно.

В подробностях

В числе принятых депутатами Мажилиса документов:

  1. «Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении войск ОДКБ»;
  2. «Соглашение по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований сил и средств системы коллективной безопасности на территориях государств – членов ОДКБ»;
  3. «Протокол о внесении изменений в соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ».

Миротворческий контингент — военный и (или) гражданский персонал, который направлен на предотвращение, сдерживание и прекращение вооруженных конфликтов между государствами или в пределах государства посредством вмешательства третьей стороны и способствующий поддержанию мира и безопасности, оказанию гуманитарной помощи в соответствии с целями и задачами Устава ООН.

Согласно обновлённой статье 8 «Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ», для участия в операции ООН по поддержке мира миротворческие силы создаются под покровительством координирующего государства. В свою очередь координирующее государство перед этим заключает соглашение с уполномоченным подразделением ООН для выполнения операции.

Координирующее государство — одно из государств-членов, определяемое советом коллективной безопасности ОДКБ для решения организационных вопросов и вопросов всестороннего обеспечения применения миротворческих сил в операции ООН по поддержанию мира.

Также в документе отмечается, что каждое государство, которое является членом ОДКБ, вправе направить миротворческие силы, если они имеют регистрацию в системе обеспечения готовности миротворческого потенциала ООН. После регистрации уполномоченное подразделение выдает мандат на определённое количество миротворческих сил для участия в операции. По словам замминистра обороны, при возникновении спорных моментов и рисков для граждан, Казахстан не будет участвовать в такой операции. Окончательное решение относительно использования вооруженных сил принимает Парламент РК.

До принятия изменений в «Соглашении о миротворческой деятельности ОДКБ» в статье 8 было указано, что «ОДКБ может заключать коллективное особое (резервное) соглашение с ООН. И каждое государство-член, имеющее особое (резервное) соглашение с ООН, вправе участвовать в миротворческих операциях по мандату ООН или под эгидой региональных организаций, информируя о своем участии Совет коллективной безопасности».

Что касается других одобренных мажилисом соглашений, то они в большей степени регламентируют юридические аспекты для государств-членов ОДКБ, которые направили миротворческие войска на территорию государства-члена ОДКБ, а также вопросы взаимодействия государств при организации материально-технического и медицинского обеспечения группировок войск при совместном обеспечении коллективной безопасности. Теперь данные соглашения должны пройти рассмотрение в Сенате.

В каких случаях Казахстан может направить своих миротворцев

Согласно статье 11 закона «О миротворческой деятельности», «основаниями для рассмотрения вопроса об участии национального контингента в миротворческой операции являются решение международной организации и (или) международный договор, ратифицированный Казахстаном».

Отметим, что финансирование операций ООН по поддержанию мира является коллективной ответственностью всех государств-членов ООН. В соответствии со статьей 17 Устава ООН каждое государство-член обязано внести свою соответствующую долю расходов на миротворческую деятельность. В 2020-2021 финансовом году общий утвержденный бюджет на операции ООН по поддержанию мира составил 6,52 млрд долларов, из них самые большие расходы понесли США (1,8 млрд долларов США или 27,89%), Китай (992,6 долларов США или 15,21%), Япония (558,5 млн долларов США или 8,56%), Германия (397 млн долларов США или 6,09%) и Соединённое Королевство (377,5 млн долларов США или 5,79%).

Российская Федерация по доле затрат находится на восьмом месте — 198,2 млн долларов США или 3,04%. Что касается Казахстана, то вклад республики в бюджет миротворческих операций составил 2,3 млн долларов США или 0,0356%.

Какие угрозы существуют у государств-членов ОДКБ

Согласно стратегии коллективной безопасности ОДКБ вызовами и угрозами коллективной безопасности ОДКБ являются ряд военно-политических ситуаций в мире, среди них:

  • эскалации существующих и возникновения новых очагов международных и внутригосударственных конфликтов;
  • практика вмешательства во внутренние дела государств;
  • развитие «цветных революций» и «гибридных войн»;
  • нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений;
  • стремление произвольно трактовать нормы и принципы международного права, проводить политику двойных стандартов, применения силы или угрозы применения силы в международных отношениях;
  • вовлечение государств и союзов в разрешение существующих конфликтов вразрез с общепризнанными нормами и принципами международного права и вне рамок согласованных международным сообществом форматов по урегулированию;
  • наращивание имеющихся, развертывание новых военных группировок и создание военной инфраструктуры на сопредельных к зоне ответственности ОДКБ территориях; заявления о решении межгосударственных вопросов с применением военной силы;
  • усиление межнациональной и межконфессиональной нетерпимости, ксенофобии;
  • рост угроз международного терроризма и экстремизма;
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

В числе внешних и внутренних угроз для ОДКБ являются: политическая и социально-экономическая нестабильность государств, которые расположенные в близи от границ государств-членов ОДКБ, увеличение числа государств, обладающих военным ядерным потенциалом, а также вторжение или проникновение на территорию государств – членов ОДКБ вооруженных бандформирований и боевиков международных террористических и экстремистских организаций. Кроме того если в государстве-члене ОДКБ увеличивается поток незаконной миграции, растёт уровень террористической активности и количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Контекст

По данным Министерства обороны РК, с 2007 года более 500 казахстанских военнослужащих приняли участие в миссиях ООН в Непале, Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре и Ливане. Кроме того, с 1992 по 2001 год более 9 000 военнослужащих вооруженных сил, других войск и воинских формирований выполняли задачу по усилению охраны внешней границы СНГ на таджикско-афганском участке. Свыше 300 военнослужащих с августа 2003 года по октябрь 2008 года в составе инженерно-саперного отряда казахстанского миротворческого батальона «Казбат» выполняли миссию в Ираке.

В целом с 2014 года 45 казахстанских офицеров приняли участие в миссиях ООН в Западной Сахаре, Кот-д’Ивуаре и Ливане в качестве военных наблюдателей и штабных офицеров. С 2018 года 520 казахстанских военнослужащих находятся в миссии временных сил ООН в Ливане в составе миротворческого подразделения. По состоянию на июнь 2022 года, в миссиях ООН в Западной Сахаре и временных сил в Ливане проходят службу 6 и 9 казахстанских военнослужащих. В настоящее время 250 военнослужащих готовятся к миротворческой миссии в Африке.

Казахстан находится на 63-м месте по военной мощи из 145 стран в мировом рейтинге Global Firepower. Рейтинг составлен на основе 60 различных факторов PowerIndex («PwrIndx») как численность армии и воинских частей, расходы на оборону, количество боевого арсенала и прочие аспекты, влияющие на боеспособность армии.

журналист, фактчекер, выпускница Online Factcheck Academy 2020

Factcheck.kz