Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В рамках проекта «Календарь обещаний» мы начинаем проводить анализ государственных программ и их реализации. Делимся с вами первым большим анализом (полный файл с описанием всех пунктов можно скачать по ссылке в конце материала).

Автор анализа госпрограммы — Эрик Фарахов. За текущими обещаниями и статусом их исполнения можно следить по ссылке.

Общая статистика

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг
Исполнено Частично исполненоНе исполнено
71 обещание  (88%)4 обещания  (5%)6 обещаний (7%)

Детали: обещания и их исполнение

1) Обещание: во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрить механизм подушевого финансирования.

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год, /Users/erik/Desktop/Снимок экрана 2020-01-10 в 15.31.44.png

2) Обещание: увеличить долю высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов.

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,/Users/erik/Desktop/Снимок экрана 2020-01-10 в 15.46.03.png

В 2015 году общее количество учителей дневных государственных общеобразовательных школ составило 291 237 человек. Из них 56 767 учителей имеют высшую и 88 379 первую категории. К 2020 учителей стало ещё больше.

3) Обещание: в организациях образования создать попечительские советы.

Вердикт: исполнено.

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,/Users/erik/Desktop/Снимок экрана 2020-01-10 в 15.54.57.png

В 2015 году в 4 377 дневных государственных общеобразовательных школах созданы попечительские советы (в 2014 — 3 259). 

Во всех государственных колледжах (462) и в 65 вузах созданы попечительские советы. 

4) Обещание: руководители организаций образования пройдут повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента. 

Вердикт: исполнено. 

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Всего за период 2011-2015 годы курсовую подготовку по вопросам менеджмента прошли 19 313 человек (68,6%). 

5) Обещание: в организациях образования будет использоваться система электронного обучения. 

Вердикт: не исполнено. 

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год, 

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В рамках Концепции электронного обучения смещены акценты с технического оснащения на оснащение контентное (цифровые образовательные ресурсы).

6) Обещание: охватить детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. 

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Проблема дефицита дошкольных мест в 2015 году решена через увеличение сети на 367 ед., в том числе за счет: строительства

60 детских садов (РБ – 39, МБ – 21).

7) Обещание: в 2020 году осуществить полный переход на 12-летнюю модель обучения. 

Вердикт: не исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

1 сентября 2015 года начата апробация обновленного содержания начального образования в 30 пилотных школах. Полный переход на 12-летнее образование планируется осуществить в 2021 году. 

8) Обещание: увеличить количество школ в рамках проекта «Назарбаев Интеллектуальные школы» во всех регионах Казахстана. 

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год, 

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В республике функционируют 21 НИШ в городах Астана (2), Алматы (2), Кокшетау, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Уральск, Караганда, Шымкент (2), Актобе, Тараз, Павлодар, Кызылорда, Атырау, Актау, Костанай, Петропавловск.

9) Обещание: увеличить долю учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам. 

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

По итогам 1 полугодия 2015-2016 учебного года 1,4 млн. (61%) учащихся успешно освоили учебные программы естественно-математического цикла.

10) Обещание: улучшить результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS. 

Вердикт: исполнено частично

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

Казахстанские участники среди 65 стран заняли 49 позицию по математике, 52 по естественнонаучным дисциплинам и 63 по читательской грамотности. Однако затем произошло снижение по ряду параметров, кроме математики.

В международном экзамене Казахстан представили 5808 15-летних обучающихся из 218 организаций образования (200 школ и 18 колледжей).

11) Обещание: увеличить долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, от их общего количества. 

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В 2015 году количество дневных государственных общеобразовательных школ, создавших условия для инклюзивного образования составило 3 210 (44,8% от общего количества дневных государственных общеобразовательных школ — 7 158).

12) Обещание: увеличить долю выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие. 

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год,

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В 2015 году процедуру ОУПП прошли 102 562 выпускника, из них 65 402 на бюджетной основе.

Из 102 562 выпускников 88 305 (86%) прошли процедуру ОУПП с первого раза.

13) Обещание: увеличить долю занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу. 

Вердикт: исполнено

Документ: Отчет о реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы за 2015 год, 

Анализ госпрограмм: Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг

В 2015 году из учебных заведений ТиПО выпущено 129,7 тыс. человек, из них по госзаказу — 76,7 тыс. человек*. По данным местных исполнительных органов трудоустроено из выпускников, обучившихся по госзаказу 60,0 тыс. человек или 78,2%. Этот показатель по данным управлений держится на стабильном уровне.

Полный анализ государственной программы доступен для скачивания

Анализ-исполнения-Госпрограммы-развития-образования-РК

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz