19 ноября исполнилось тысяча дней с начала полномасштабного вторжения России в Украину. «Новая газета Европа» подвела промежуточные итоги. Factcheck.kz пересказывает выводы коллег c некоторым сокращениями.
Иллюстрация на обложке: «Новая газета Европа»
Победы и поражения
Основной целью вторжения Россия ставила «демилитаризацию» и «денацификацию» Украины. Но очевидно, что Москва хотела захватить Киев. Эту задачу реализовать не удалось. Успехом Украины можно назвать тот факт, что она войну не проиграла, — говорит военный эксперт, бывший аналитик СБУ Иван Ступак.
Кроме того, ВСУ удалось полностью ликвидировать преимущество авиации России в воздушном пространстве над украинской территорией. Успешное сопротивление со стороны украинских войск показало, что мощь армии РФ была переоценена. Это, в свою очередь, привело к падению продаж российского оружия на 50%.
По словам военного обозревателя русской службы BBC Павла Аксёнова, успехи России выражаются в захваченных территориях: ДНР, ЛНР и участки Запорожской, Херсонской и Харьковской областей. В ближайшее время динамика продвижения российских войск скорее всего сохранится. При этом уже два года война носит позиционный характер.
Успешному продвижению ВСУ в сентябре 2022 года Иван Ступак противопоставляет провальное контрнаступление летом 2023 года. Ожидания, связанные с передачей западными союзниками военной техники, не оправдались, и пришло понимание, что война обретает затяжной характер. Наступление украинской армии в Курской области также завязло и сейчас носит больше политический смысл нежели военный.
По мнению Ступака, военный потенциал ВСУ на этом направлении практически исчерпан. По его данным, за время этого наступления армия РФ лишилась около 250 единиц различной техники, тогда как ВСУ — почти 300 единиц.
Новые технологии
Открытием этой войны можно безусловно считать использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), отмечает Иван Ступак. FPV-дроны ценой 500-800 долларов могут уничтожить танк стоимостью в миллионы долларов, беспилотники-разведчики кардинально изменили тактику военных действий, а безэкипажные катера стали грозой российского военно-морского флота.
По словам израильского военного обозревателя Давида Шарпа, на фоне доминирования дронов некоторые виды вооружений, например танки и бронетехника, стали менее эффективны.
Вместе с тем, по словам Ступака, совершенствуются системы радиоэлектронной борьбы, что значительно снижает эффективность предоставленного Западом высокоточного оружия. К примеру, «умные» снаряды Excalibur, имевшие до 70 процентов точности, сейчас поражают цели лишь в шести процентах случаев.
Российские военные научились возводить мощные фортификационные сооружения. Другое нововведение армии РФ — планируемые авиабомбы, которые запускаются с дистанции, недоступной для систем украинской ПВО, и уничтожают практически любые фортификационные сооружения, созданные из бетона, железа или камня. В день российские войска сбрасывают 100-120 таких бомб.
Однако Давид Шарп, ссылаясь на солдат ВСУ, называет планируемые авиабомбы неточным оружием — только малая их часть попадает в цель, а остальная имеет психологическое воздействие. При этом они же используются для тотального разрушения населённых пунктов.
Фронт обрушился?
По словам Ивана Ступака, тактика бесчисленных ползучих «мясных штурмов» российской армии оказалась достаточно эффективной. При этом россияне используют не значительные силы, а небольшие пехотные группы, чьи атаки направлены на обход позиций ВСУ с флангов и перерезание линий снабжения.
Также обе армии вернулись к тактике массированных артиллерийских обстрелов. Выяснилось, что во многих ситуациях количество важнее качества.
С момента захвата Авдеевки в феврале 2024 года армии РФ удалось продвинуться на 30 километров. При этом Иван Ступак считает утверждения об обрушении фронта неверными — украинские войска отступают организованно без больших потерь. Такого же мнения придерживается Павел Аксёнов, который в качестве примера реального обрушения фронта приводит отступление российских войск в сентябре 2022 года.
При этом Давид Шарп отмечает, что сегодняшнее отступление ВСУ — всё же опасная и неуклонная тенденция, которая может на следующем этапе превратиться в «снежный ком», который сомнёт оборонительные порядки украинцев, если у Киева не найдётся дополнительных резервов.
Вместе с тем, по словам Павла Аксёнова, продвижение, сопровождающееся большими потерями, не может продолжаться бесконечно долго, и в какой-то момент у России должны закончиться ресурсы. По подсчётам BBC и «Медиазоны», в Украине было убито уже более 70 тыс. россиян, и это только подтверждённые смерти, реальная цифра значительно выше. Для сравнения в Афганской войне погибло около 15 тыс. советских граждан.
Позиционная война требует гораздо больше человеческих ресурсов, чем мобильные боевые действия, — считает Аксёнов.
Давид Шарп считает, что значительные потери, которые Украина понесла во время неудавшегося наступления летом 2023 года, до сих пор сказываются на ситуации на фронтах.
Отступление продолжится
Российское наступление, продолжающееся уже более года, привело к серьёзным, по меркам этой войны, территориальным приобретениям России, — замечает Давид Шарп. — Если после захвата Угледара армия РФ сможет преодолеть следующие оборонительные рубежи ВСУ севернее этого города, угроза для Курахово сильно возрастёт. В случае падения Курахово российские войска смогут перерезать пути снабжения украинской группировки и нарушить логистику её обороны.
Основными слабыми местами ВСУ Иван Ступак считает отсутствие на многих направлениях серьёзно укреплённых линий обороны, нехватка техники и личного состава в войсках, а также снабжении воюющих частей боеприпасами. По его мнению, украинцам также нужно научиться организации фортификационных сооружений.
В итоге, как заявляет Ступак, ВСУ может отступить до границ Донецкой области. Также до конца года российская армия может выдавить украинскую из Курской области.
Слабостью армии РФ, как уже говорилось ранее, является истощение людских ресурсов и военной техники. Именно нехваткой личного состава, по мнению Ивана Ступака, может объясняться привлечение солдат из КНДР. Однако и у ВСУ не хватает солдат и офицеров.
Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Литвиненко заявлял, что с ноября по январь планируется призвать в вооруженные силы более 160 тыс. человек. Это позволит доукомплектовать действующие части до 85 процентов штатного расписания.
По мнению Павла Аксёнова, 160 тыс. солдат могут облегчить положение ВСУ на фронте, однако это ещё не значит, что их получится использовать для наступления, ведь свежие части нужно будет применять для ротации воюющих сегодня формирований и сдерживания российского продвижения.
Дефицит вооружения
По подсчётам OSINT-аналитиков, Россия производит меньше техники, чем теряет. Из-за нехватки боеприпасов Москва закупает снаряды у Северной Кореи и Ирана. По словам Ивана Ступака, если бы ВСУ смогли уничтожить крупные и средние склады боекомплекта на расстоянии в 700 километров от границы, это бы категорически изменило всю картину боевых действий.
Но и Украина испытывает серьёзные проблемы с техникой, поступающей с Запада. Владимир Зеленский заявлял, что Украина получила всего 10% от военной помощи, которую весной утвердил Конгресс США.
Но объяснять все неудачи ВСУ только задержками поставок было бы неправильно. Помимо этого, Верховная Рада полгода не могла принять закон о мобилизации. Вопросы возникают и к методам создания подразделений. Так, из новобранцев создают новые бригады вместо того, чтобы усилить ими уже существующие части, что могло бы помочь им перенять опыт у уже воевавших сослуживцев и получить дополнительную мотивацию.
Давид Шарп удивляется, что Украина не призывает в армию наиболее боеспособные силы. Ведь ВСУ даже в обороне несёт очень серьёзные потери. Их необходимо кем-то восполнять. Однако набирать на службу можно лишь людей в возрасте от 25 лет. А есть свидетельства призыва людей старше 50-ти.
Всё зависит от США
Давид Шарп предполагает, что два месяца, пока президент Джо Байден будет находиться на своем посту, он направит Украине максимально возможную помощь. ВСУ будет экономить боеприпасы, что может привести к дополнительным проблемам.
Предсказать действия Дональда Трампа невозможно, считает Иван Ступак. Однако есть гипотеза, что он может потребовать от Владимира Зеленского вывести войска из Курской области и сесть за стол переговоров с Путиным. Если Путин откажется, Трамп может предоставить Украине значительное число вооружений.
Вместе с тем для достижения переговоров Трамп может и урезать поставки оружия Украине. Ещё одним способом давления может стать экономический. Так, США имеют возможность опустить цены на нефть, что помешает России продолженить противостояние.
Просчитать, что произойдёт не представляется возможным из-за непредсказуемости Трампа как политика.
Статистика войны
Людские потери
The Wall Street Journal, ссылаясь на украинские источники и западную разведку, пишет, что число убитых и раненых в ходе войны достигло миллиона человек.
По данным, собранным BBC, «Медиазоной» и командой волонтёров на 18 октября 2024 года потери российской армии оценивались в 74 014 военных. Реальное число погибших, по мнению экспертов, с которыми общалась «Новая-Европа», может быть выше примерно вдвое.
Потери Украины засекречены и не разглашаются. Однако, по мнению Ивана Ступака, они сопоставимы с российскими.
Война вызвала и миграционный кризис. По данным ООН, к концу сентября 2024-го временную защиту в европейских странах получили более 6 млн украинцев. Еще почти 600 тыс. граждан страны находятся вне Европы.
Потери техники
Ниже приведены данные проекта Oryx, основывающиеся только на фото и видеофиксации. Реальные показатели значительно выше.
Россия с начала полномасштабного вторжения потеряла более 19 тыс. единиц различной техники:
- из них более 3,5 тыс. танков (более 2,5 тыс. уничтожено, остальные повреждены, брошены или захвачены ВСУ),
- около 1750 боевых бронированных машин (более 1330 уничтожено),
- около 5 тысяч БМП (примерно 3800 уничтожено),
- около 540 БТР (примерно 390 уничтожено),
- около 420 единиц буксируемой артиллерии (примерно 260 уничтожено),
- около 850 самоходных артиллерийских орудий (примерно 690 уничтожено),
- около 440 реактивных систем залпового огня (примерно 345 уничтожено),
- около 132 самолетов (117 уничтожено),
- около 147 вертолетов (115 уничтожено)
- около 28 военно-морских кораблей и подводных лодок (21 уничтожено).
Украина потеряла более 7 тыс. единиц техники. Из них:
- около 980 танков (примерно 690 уничтожено),
- около 415 боевых бронированных машин (примерно 300 уничтожено),
- около 1100 БМП (примерно 800 уничтожено),
- около 625 БТР (примерно 416 уничтожено),
- около 230 единиц буксируемой артиллерии (примерно 132 уничтожено),
- около 430 самоходных артиллерийских орудий (примерно 331 уничтожено),
- около 80 реактивных систем залпового огня (примерно 54 уничтожено),
- около 101 самолета (96 уничтожено),
- около 50 вертолетов (44 уничтожено).
При этом союзники передали Украине минимум 813 танков, 610 гаубиц, 97 единиц РСЗО.
Разрушения
Точно установить масштаб разрушений, к которым привело российское вторжение в Украину, сегодня невозможно. Однако летом 2024 года The New York Times опубликовала большое исследование, в котором на основе спутниковых снимков делаются следующие выводы: в период с февраля 2022-го по декабрь 2023 года в Украине было разрушено около 210 тыс. зданий.
Из крупных городов сильнее всего пострадали Мариуполь и Харьков. Другие города, полностью или значительно разрушенные российскими войсками, — Марьинка, Рубежное, Бахмут, Ирпень, Запорожье, Орехов, Херсон, Новая Каховка, Алешки, порты Рени и Измаил. От ракетных ударов значительно пострадали Киев, Днепр, Одесса, Чернигов.
По подсчетам NYT, в Украине уничтожены как минимум 106 больниц и клиник, 109 религиозных объектов, 708 учебных заведений. Согласно данным, предоставленным LIGA.net областными военными администрациями, разрушены или повреждены более 143 тыс. частных и более 24 тыс. многоквартирных домов. В государственном Реестре разрушенного и поврежденного имущества отмечено более 290 тыс. объектов.
В докладе Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине сообщается, российские обстрелы привели к потере около 9 гигаватт мощностей, что составляет половину необходимого Украине объёма энергии для зимнего периода. На июнь 2024 года 73% тепловых электростанций страны были выведены из строя.
Всемирный банк совместно с Еврокомиссией, ООН и правительством Украины оценили потребности Украины на послевоенное восстановление в 486 млрд долларов.