Для укрепления гражданского общества в регионе необходимо пересмотреть подходы и наладить сотрудничество, считают участники третьего Central Asian Think Tanks Forum.
Форум, объединяющий ведущие независимые исследовательские и аналитические организации из Центральной Азии состоялся в Астане 30-31 октября. Организатором мероприятия выступил исследовательский центр Paperlab в партнёрстве с региональным аналитическим центром CAPS Unlock при поддержке Посольства Королевства Нидерландов в Центральной Азии.
В рамках дискуссии правозащитницы (-ки) и аналитики из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана искали пути расширения пространства свободы в регионе. Factcheck.kz рассказывает, к каким выводам пришли эксперты.
Ситуация в регионе
Правозащитные организации и аналитические центры в Центральной Азии, будучи частью гражданского общества, редко взаимодействуют. Такое положение дел считается привычным и устоявшимся. Но, насколько это оправданно в условиях растущих ограничений со стороны авторитарных режимов? Рассматривая возможности и препятствия для сотрудничества, а также интеграцию темы прав человека в работу аналитических центров в условиях репрессий, эксперты сошлись во мнении, что вопрос объединения усилий становится критически важным.
По мнению Евгения Жовтиса, главного эксперта-консультанта Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, человеческое измерение (демократия, верховенство прав, права человека) в Центральной Азии — заложник геополитического и внутриполитических контекстов в их динамике.
Геополитически регион вынужден балансировать между Россией и Китаем — двумя авторитарными супердержавами, активно подавляющими политических оппонентов и гражданское общество. Дополнительное давление оказывает участие стран региона в таких организациях, как ШОС и ОДКБ.
Внутриполитическая ситуация варьируется от диктатуры в Туркменистане до жёсткого авторитаризма в Таджикистане и менее жёстких режимов в Узбекистане, Кыргызстане и Казахстане, опирающихся на постсоветские коррумпированные силовые и судебные структуры. В таких условиях гражданское общество воспринимается не как самостоятельный субъект, а как объект государственного контроля и манипуляций.
Региональные эксперты прогнозируют нарастание тенденций дискриминации гражданского общества (ГО) и усиления автократий. В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, особенно после прихода новой власти и начала войны в Украине, давление на независимые организации ощутимо усилилось. Таджикистан также следует этой тенденции, подтверждая общую картину в регионе.
Образ врага и снижение доверия
Одна из ключевых проблем ГО в регионе — навязывание имиджа «иностранных агентов» с токсичной политизацией. Пропаганда активно продвигает нарратив о деструктивности НПО и противопоставляет их традиционным общественным ценностям.
Эмиль Джураев, эксперт Академии ОБСЕ в Бишкеке, отмечает, что обвинения властей в «деструктивном политизировании» НПО — это не что иное, как «геополитизация и пропаганда». Он подчеркивает, что гражданское общество по своей сути должно быть политизировано:
Когда нам предлагают оставить политику в стороне — нам предлагают замолчать. В этой связи важно переоценить значение политики в общественной жизни. И тут роль Think Tanks — очень актуальна. Мы должны думать (think) и активно действовать в политическом поле, как граждане. А это, в первую очередь, предполагает свободу для граждан быть политически гласными и активными.
Эмиль Джураев
Аналитик также добавил, что стремление самих НПО, чаще всего в рамках их взаимоотношений с донорами, к излишней формализации своей деятельности, усиленная необходимостью следовать вновь установленным обременительным законодательным нормам, приводит к растрате ресурсов и снижению эффективности.
Ещё одна угроза — постепенное снижение доверия общества к независимым НПО, которое подрывается псевдообщественными организациями ГОНГО (c англ — GONGO — «НПО, организованные государством»), фактически лоббирующими интересы властей.
Основатель проекта «139 Документальный центр» из Узбекистана Тимур Карпов отметил, что во времена Каримова в стране не было независимых НПО. А внезапное массовое появление ГОНГО привело к огромному общественному недоверию.
Камила Ковязина, исследовательница Paperlab, отметила, что глобальная тенденция к снижению доверия к НПО вызвана в том числе профессионализацией третьего сектора (гражданского общества — ред.), что делает его более уязвимым для кооптации. По её мнению, для повышения устойчивости сектора, независимым НПО важно оказывать содействие развитию низовых локальных инициатив и движений.
Исследования показывают, что люди с опытом активизма более склонны продолжать участвовать в коллективных действиях. Экспертка привела в пример движение SOS Taldykol в Астане, которое изначально боролось с незаконной засыпкой озера. Сегодня движение развивает образовательную программу Urbanitarium, направленную на обучение детей и воспитание нового поколения социально ответственных граждан.
При этом, по убеждению Евгения Жовтиса, вопрос доверия общества к НПО сконструирован искусственно и концептуально неверен. Он напомнил, что НПО — это активная и неотъемлемая часть общества, которая выполняет общественно полезные функции, а не нечто извне.
Можно оценивать деятельность государства и его органов, и уровень доверия к ним, поскольку они созданы народом, и им содержатся. Можно оценивать качество товаров или услуг. Но когда одна активная часть общества что-то создала, причём с некоммерческими целями, а другая, ничего не создавшая и никакой общественной деятельностью не занимающаяся, — оценивает её и определяет уровень «доверия», это весьма странно выглядит. Более того, такой подход приводит к необоснованным претензиям населения к НПО. По существу, при таком подходе общество и НПО искусственно противопоставляются друг другу.
Евгений Жовтис
Как нарастить потенциал правовых инициатив
Независимые медиа в регионе являются одним из немногих каналов для продвижения деятельности НПО. Однако журналисты также сталкиваются с прессингом и ограничениями. По словам Тимура Карпова, раньше в Узбекистане граждане для защиты своих прав часто обращались к блогерам. Однако после арестов популярных блогеров помощь населению стала очень рискованной.
Эмиль Джураев отметил, что права человека — это не просто формальные формулировки во Всеобщей Декларации прав человека или абстрактные принципы, продвигаемые международными организациями — это «про жизнь конкретных людей в конкретных сообществах».
По мнению эксперта, для продвижения этих идей в общественном сознании, аналитические центры и НПО должны тесно сотрудничать со СМИ. При этом, важно учитывать усиление самоцензуры в регионе, которая из-за новых репрессивных законопроектов появилась и в Кыргызстане.
Руководительница ОФ «Центр исследования правовой политики» Татьяна Зинович отметила, что донести значимость правозащитных организаций и аналитических центров можно через сторителлинг. По её мнению, НПО важно научиться строить свою репутацию на реальных историях успеха и взаимодействии с локальными активистами.
Экспертка также подчеркнула важность налаживания связей Think Tanks и правозащитных организаций с низовыми инициативами, это поможет существенно повысить потенциал гражданского общества в Центральной Азии.
По словам Евгения Жовтиса, гражданское общество — один из самых эффективных инструментов государственного управления, в том числе потому, что обеспечивает более качественную обратную связь с населением и повышает эффективность управленческих решений.
Сильное, развитое гражданское общество — это признак демократического государства, где есть разделение властей, система сдержек и противовесов, плюралистической общественно-политической среды с политической оппозицией и независимыми СМИ, где академическая наука и аналитические центры себя ощущают частью этого гражданского общества с естественными союзниками в лице правозащитных и гражданских организаций
Евгений Жовтис
Дискуссии на площадке Central Asian Think Tanks Forum, подчеркнули, что в условиях нарастающих репрессий и законодательных ограничений, третьему сектору необходимо пересмотреть существующие подходы в защите прав человека. В условиях кризиса сохранить устойчивость возможно только через стратегическое сотрудничество правозащитных организаций, аналитических центров и независимых медиа, а также наращивание потенциала и взаимодействия с низовыми инициативами. Эксперты убеждены, что эти шаги помогут укрепить влияние гражданского общества и его роль в обеспечении прав и свобод в регионе.