Как использовать искусственный интеллект в образовании – сложный вопрос обсуждали в правительстве 

Проблеме интеграции искусственного интеллекта (ИИ) в систему образования посвятили совещание в правительстве. Оно прошло накануне под председательством вице-премьера Ермека Кошербаева.

Информационное сообщение о рядовом, но интересном событии опубликовала пресс-служба правительства. 

Правда, из официального пресс-релиза о собрании осталось неясным, что имеют в виду государственные деятели, когда говорят о планах интеграции ИИ в образовательный процесс. Исходя из публикации, это может быть внедрение в образовательные программы предметов, посвящённых возможностям искусственного интеллекта. Другой вариант – совершенствование самой системы образования и методов работы с информацией с помощью передовых технологий. Впрочем, не исключена некая «гибридная» форма, когда использованию сервисов ИИ могут учить, и с помощью них же потом учиться. 

О чём написано в пресс-релизе 

Официальная информация несколько противоречива, однако, возможно, это лишь отражение неизбежной неопределённости на начальном этапе становления идей – кажется, в правительстве пока и правда не понимают в деталях, что с бурно развивающимися технологиями делать. 

«Ключевым акцентом обсуждения стало совершенствование государственных образовательных стандартов с учётом включения тем, связанных с ИИ, в учебные программы всех уровней – от начального до высшего образования», – сообщается на сайте правительства.

Однако тут же цитируется вице-премьер, который говорит о некой «интеграции решений» в образовательный процесс.  

«Искусственный интеллект открывает новые горизонты для учеников и преподавателей. Наша цель – создать условия для эффективной и безопасной интеграции этих решений в учебный процесс. Это требует прочного цифрового фундамента и надежной системы защиты данных. Мы должны подготовить поколение, превосходящее нас – более образованное, технически подкованное и готовое к вызовам будущего», – сказал на совещании Ермек Кошербаев. 

После вице-министр науки и высшего образования Динара Щеглова высказала мнение и будто объединила в один два описанных выше подхода – по её словам, «важно, чтобы студенты не просто пользовались готовыми решениями, но и понимали, как эти технологии устроены, умели адаптировать их и применять в различных сферах». 

То есть, Щеглова высказалась как раз о том, что нужно и учиться технологиям ИИ,  и учиться с помощью этих технологий.

По итогам совещания Ермек Кошербаев поручил профильным госорганам продолжить внедрять технологии ИИ в образовательную систему, опираясь на лучших экспертов и с оглядкой на мировой опыт. 

«Цифровизация и интеграция искусственного интеллекта в сферу образования остаются приоритетными направлениями государственной политики и находятся под постоянным контролем правительства», – говорится в сообщении. 

Контекст 

  • Недавно депутат Екатерина Смышляева презентовала в Мажилисе проект закона, который будет регулировать применение искусственного интеллекта в Казахстане. Законопроект состоит из семи глав,  27 статей и предусматривает классификацию ИИ по трём уровням риска – от высокого (подлежат строгому регулированию) до низкого (регулирование не нужно). По уровню автономности системы ИИ тоже предлагается разделить на три уровня. Полностью автономные системы, не зависящие от человека, могут полностью запретить. 

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz