Мошенники представляются операторами связи и обманывают абонентов

В последнее время участились случаи телефонного мошенничества, когда злоумышленники представляются сотрудниками операторов сотовой связи и под различными предлогами пытаются выманить у абонентов конфиденциальные данные. Factcheck.kz рассказывает, как это происходит, и как можно себя защитить.

Как выглядит схема

Мошенники представляются сотрудниками вашего оператора связи и создают ощущение официального разговора. На фоне часто слышны звуки, имитирующие работу колл-центра. Вам сообщают, что ваш договор с оператором истекает, и для продолжения использования номера необходимо продлить договор. Это создаёт стрессовую ситуацию, побуждающую действовать быстро. Далее злоумышленники отправляют сообщение с кодом подтверждения и просят его продиктовать. При этом они торопят абонента, утверждая, что если код не будет предоставлен, номер отключат уже завтра.

Примечательно, что текст сообщения с кодом зачастую содержит предупреждение, о том, что участились случаи мошенничества, и что ни в коем случае нельзя передавать код третьим лицам. Однако звонящие убеждают, что это формальность, и им уж точно можно сказать код, ведь это они его отправили для продления договора. 

Если абонент не говорит код, а начинает задавать вопросы или выражать сомнения, мошенники часто обрывают разговор.

Автор данного материала также столкнулась с попыткой мошенничества. Звонок следовал по знакомому сценарию, а сообщение было отправлено с номера 1414, что исключает возможность его отправки оператором сотовой связи. После указания на все эти несоответствия, злоумышленники незамедлительно прервали связь.

Казахстанские СМИ также публикуют истории о подобных ситуациях.

«С незнакомого номера мне позвонил молодой человек, который представился Иваном Сергеевичем. Он, не очень вежливым голосом, сообщил, что у компании Теле2 произошёл сбой программы. И теперь, чтобы оставаться на связи, нужно либо переподключить тариф, либо снова выбрать действующий», — рассказывает жительница Петропавловска в интервью Qazaqstan Media. Причём тариф, предложенный мошенником, был гораздо выгоднее. Девушка заподозрила неладное, только когда её попросили продиктовать высланный код.

Однако не все истории заканчиваются благополучно. Некоторые люди, не осознавая обмана, сами передают мошенникам конфиденциальную информацию.

По данным исследования Visa Stay Secure, проведенному с марта по апрель 2023 года в нескольких регионах мира, включая Центральную Азию, 53% казахстанцев признались, что становились жертвами мошенничества, а 23% попадали на крючок мошенников несколько раз. Большая часть граждан (63%) не уверены, что смогут распознать онлайн-мошенничество. 

По статье 190 УК РК «Мошенничество», зарегистрированным в Едином реестре досудебных расследований за одиннадцать месяцев 2024 года, в Казахстане зафиксировано 42 422 случая. Это на 1668 больше, чем за одиннадцать месяцев прошлого года.

Как распознать мошенников

  1. Насторожитесь, если звонят с неизвестного номера. Операторы связи обычно используют официальные номера или отправляют уведомления через личный кабинет, мобильное приложение или SMS.
  2. Обратите внимание на текст сообщения. Если в сообщении указано «Никому не сообщайте код», это означает, что оператор никогда не попросит его продиктовать.
  3. Не торопитесь принимать решение. Злоумышленники часто создают ощущение срочности, чтобы у потенциальной жертвы не было времени на обдумывание.
  4. Перезвоните самостоятельно. Если вас просят что-то подтвердить, завершите разговор и перезвоните на официальный номер вашего оператора, указанный на сайте.

И главное помните — SIM-карты не имеют срока действия, в отличие от банковских и дисконтных карт, для которых срок действия всегда указан на самой карте. Это знание поможет вам быть внимательнее и не стать жертвой мошенников.

Что делать, если вы передали код из сообщения мошенникам

Необходимо срочно заблокировать свою банковскую карту и изменить пароли от личного кабинета в банковском приложении, электронной почты и аккаунтов в соцсетях.

Заблокировать карту можно позвонив в службу поддержки банка, клиентом которого вы являетесь. Перед блокировкой оператор проверит вашу личность.

Сегодня также существует возможность предотвратить получение кредитов на ваше имя без вашего ведома. Для этого нужно зайти на сайт электронного правительства egov.kz, используя пароль или свою электронную цифровую подпись (ЭЦП), на главной странице в разделе «Сервисы» нажать на опцию «Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов сроком на 6 месяцев», а затем«Заказать услугу онлайн». Необходимо заполнить все обязательные поля и подписать заявку через ЭЦП. Услугу можно отключить в любое время.

В мобильном приложении eGov Mobile возможность отказа от займов находится в разделе «Услуги», подразделе «Налоги и финансы».

Если вы подозреваете, что на ваше имя уже могли оформить кредит, через электронное правительство можно также запросить кредитный отчёт — документ, содержащий информацию о завершенных и действующих обязательствах физического лица, а также отражающий исполнение им своих обязательств. Если вы заметили изменения или новый появившийся кредит, обратитесь в правоохранительные органы.

Материал подготовлен в рамках курса Factcheck Dive

Factcheck.kz