В сентябре 2020 года глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил разработать новый социальный кодекс. Спустя два года, в сентябре 2022, проект нового закона был опубликован на сайте открытых НПА, а уже в марте 2023 его приняли во втором чтении в сенате.
По задумке новый кодекс должен повысить уровень благополучия каждой казахстанской семьи и создать условия для обеспечения продуктивной занятости, в том числе для лиц с инвалидностью (ЛСИ). В рамках спецпроекта «Своим пешком» редакция Factcheck.kz побеседовала с экспертами о том, способствует ли кодекс достижению поставленных целей.
Как проходили заседания рабочей группы?
Разработка социального кодекса началась в 2021 году. Благодаря проекту «открытое правительство» юристу и эксперту по правам ЛСИ Анатолию Мигаю удалось попасть в рабочую группу. Его добавили в беседу в WhatsApp, где находилось свыше 180 участников. Общение там было односторонним, так как возможность отправлять сообщения имелась только у администраторов. В результате, как заявляет Мигай, ни одного заседания рабочей группы не прошло, по крайней мере, с его участием.
Когда на сайт открытых НПА его выложили [проект соцкодекса], многие люди отправляли свои комментарии, но они не обсуждались. Это ещё на стадии отправления в мажилис. А в мажилисе он благополучно обошёл всю критику, прошёл в сенат и был в итоге в первом чтении утверждён.
Анатолий Мигай
В свою очередь, член Общественного совета и депутат маслихата Костанайской области Аруна Жаксагулова утверждает, что заседания проходили каждый день, до обеда и после, и работа шла в плотном режиме. Эксперт по правам ЛСИ Зият Абдыкаимов рассказал, что учавствовал в гибридных заседаниях по Zoom, которые, по его словам, начались 8 февраля 2023 года.
Индивидуальные помощники = соцработники?
Одним из пунктов, на котором эксперты заостряют внимание, стала новелла о приравнивании индивидуальных помощников (ИП) к статусу соцработников. Это означает, что индивидуальные помощники, многие из которых являются родственниками ЛСИ, должны теперь обладать необходимой квалификацией, также как и соцработники.
По мнению юриста, координатора МИСК Нургуль Мухит, необходимо разграничивать две эти категории. Объединить их — все равно, что сравнивать психолога и психиатра.
Индивидуальный помощник обычно сопровождает от точки «А» до точки «Б» тех лиц с инвалидностью, кому необходима помощь в передвижении. Соцработник же приходит на дом в первой половине дня и помогает не только лицам с инвалидностью, но и пожилым людям по запросу. Эти же люди могут помогать по дому, предоставлять психологическую поддержку и ставить капельницы, например.
Как отмечала ранее министр труда и социальной защиты Тамара Дуйсенова, оформление родственников в качестве помощников даёт им возможность получать социальные отчисления и оплату за труд. Однако Анатолий Мигай опасается, что из-за нововедения ИП потеряют свой статус ввиду несоответствия требованиям. При этом министерство, по словам юриста, не объясняет, какие это будут критерии, в каких случаях статус ИП будут выдавать, а в каких нет.
Если мы будем приравнивать [ИП] к соцработникам, однозначно квалификационные требования будут выставлены. Человек должен будет соответствовать критериям, а у большинства людей родственники не имеют таких квалификаций. Не имеют статус соцработника. Люди останутся без помощников и вынуждены будут решать эти проблемы по другому. Министерство труда, к сожалению, не удосужилось на общественность это выставить и объяснить.
Аруна Жаксагулова придерживается аналогичного мнения:
Индивидуальных помощников и соцработников приравнивать никак невозможно. Это я и в рабочей группе озвучивала. К социальным работникам есть 8 уровней квалификаций. Это специалисты, которые получили образование. А индивидуальные помощниками зачастую работают близкие люди, родственники, родные [ЛСИ]. Их нельзя сравнивать.
Впрочем, это не первый раз, когда в законодательстве Казахстана объединяют две несовместимые категории. Так, например, в новом законе «О СМИ», который мы подробно разбирали ранее (1, 2), велись разговоры о приравнивании блогеров к работникам медиа.
Портал социальных услуг и мошенничество
Второй момент, на котором эксперты заостряют внимание — работа нового портала социальных услуг — государственного сайта, где люди самостоятельно могут получать товары для реабилитации. По словам министра Тамары Дуйсеновой, отныне для технических средств будут введены предельные цены, что в дальнейшем приведёт к привлечению частного сектора. Анатолий Мигай считает, что данное нововведение ничего кардинально не меняет, и изменения в новом соцкодексе — косметические.
«Самое болезненное для меня лично, как человека с инвалидностью, это приобретение технических средств реабилитации», — говорит Мигай. — «Те предложения, которые мы озвучивали, например, государственный контроль на портале, чтобы за денежными средствами был контроль, остались без внимания. Там миллиарды денег! А государство это не контролирует должным образом».
Люди с инвалидностью с поставщиками вступают в сговор по приобретению этих технических средств. Например, поставщики предлагают деньги за читающую машинку для незрячих, спрашивают: «Вам нужна? Если нет, давайте я вам деньги отдам, а вы в акте на портале отмечаете, что вы получили устройство». По факту он получил деньги, а не устройство.
Ещё одним нововведением для портала социальных услуг стала возможность писать заявления на некачественный товар или услугу. В случае, если жалоба будет принята специальной комиссией, поставщика могут исключить с портала или внести в реестр недобросовестных.
На первый взгляд, нововведение отличное, однако Анатолий Мигай сомневается в его грамотной реализации. По его словам, уже сейчас достаточно случаев, когда поставщики предоставляют контрафактные изделия. И из всех возможных судов, которые могли произойти, на сегодняшний день прошёл лишь один, но даже в нём пользователь по неизвестной причине отозвал претензии.
Нургуль Мухит также упоминает мошеннические схемы. Но вместе с этим считает, что нужно посмотреть, как портал будет работать на деле.
Необходимо посмотреть на практике: как именно лица-пользователи портала смогут жаловаться на поставщиков, каков процесс их «блокировки» или удаления с портала, не придумают ли новые обходные и мошеннические схемы на портале?
Аруна Жаксагулова считает положительной возможность снятия недобросовестных поставщиков. Эксперт признает, что на данный момент предоставлением товаров и услуг на портале занимаются одни и те же люди. Конкуренции нет, поэтому и возникает много вопросов, например, к качеству ортопедической обуви, колясок и протезированию.
14.5% — много или мало?
16 марта прошло заседание сената парламента, где депутат Ляззат Калтаева заявила о повышении государственных и социальных пособий на 14.5%. Мы спросили мнение экспертов по этому поводу.
«Это из года в год говорили и до принятия социального кодекса». — рассказывает Анатолий Мигай. — «По моему мнению, это все предвыборная манипуляция. Поднимут их не в этом году, поднимут их как минимум со следующего года, с января. Там же нет, что они должны сразу поднять. Они поднимут там на 5-7%, как это каждый год они и так делали. Поэтому я и говорю, концептуально ничего не поменялось».
Нургуль Мухит посчитала рост незначительным:
Повышение на 14,5% — это в процентах выглядит неплохо, но по факту: если лицо с инвалидностью третьей группы, к примеру, получает 44867 тенге, то его пособие вырастет до 51 тысяч с копейкой, на 7 тысяч тенге. Это учитывая постоянную инфляцию, повышение цен на продукты и лекарства, многие лица с инвалидностью придерживаются особых диет, принимают на постоянной основе лекарства, которые не выдаются поликлиниками бесплатно — а если выдаются, то в ограниченном количестве, что их может не хватать.
Аруна Жаксагулова рассказала, что изначально пособие и вовсе хотели повысить всего на 1.4-1.6%, что было совершенно незначительным. По её словам, она была одним из инициаторов дальнейшего увеличения.
Интересно, что любые социальные выплаты в Казахстане рассчитываются через МРП. По мнению экономистов и некоторых мажилисменов, такая методика устарела и не отражает реальных зарплат казахстанцев.