Мнение: Как спасти независимые местные СМИ — Михаил Мирный

Михаил Мирный — директор по информационной и медиа-практике в IREX — о вызовах постпандемийного мира для местных СМИ. 

В 2021 году мир начнёт выздоравливать от Covid-19, благодаря беспрецедентному научному сотрудничеству и глобальной вакцинации. Экономика выйдет из кризиса, а общество начнёт долгий путь – обратно к «нормальности». Но это будет уже не прежняя нормальность: некоторые трудовые функции и даже целые отрасли исчезнут навсегда. Мы не должны позволить, чтобы независимые СМИ стали одной из них.

Пандемия показала, насколько велика та роль, которую местные СМИ играют в трансляции критически важной информации о здоровье и материальном благополучии людей. По данным доклада Digital News Report-2020, подготовленного Институтом изучения журналистики Reuters, в проанализированных странах местные газеты и их вебсайты являлись главным источником новостей о конкретном городе или регионе; их читали четверо из десяти жителей еженедельно. Во время пандемии местные СМИ помогали информировать жителей о базовых методах профилактической гигиены, о местах, где можно сдать тест, а также о процедурах вакцинации. Они обеспечивали граждан информацией, которая помогала спасать жизни, и разоблачали теории заговора, касающиеся коронавируса и вакцин.

Вместе с ростом тревог по поводу вируса росло и потребление новостей. Но, по данным ежегодного «Индекса устойчивости СМИ», составляемого IREX (Международный совет по исследованиям и обмену), увеличение спроса на услуги СМИ в Восточной Европе не привело к увеличению их доходов. Например, в Грузии и Сербии показатели чтения местной прессы серьёзно росли, причём как до, так и во время пандемии, но её рекламные доходы продолжали падать. А в Боснии и Герцеговине, согласно местным оценкам, рынок медиа-рекламы сократился примерно на 60% за последние десять лет.

Даже до пандемии, как выяснилось в ходе проведённого IREX исследования, правительства, политические партии и частные компании в Восточной Европе начинали выступать в качестве главного источника субсидий для СМИ, поскольку рекламный рынок в регионе слишком волатилен. После пандемии эта тенденция будет усиливаться, а местные СМИ, измученные финансовыми трудностями из-за Covid, могут оказаться под контролем олигархов или репрессивных правительств, которые лишат их независимости.

Эта опасность нависла не только над Восточной Европой. По данным доклада «Глобальный мегафон Пекина», опубликованного в 2020 году организацией Freedom House, Китай начинает приобретать влияние в ключевой информационной инфраструктуре некоторых стран (в том числе в ЮАР и Италии), поскольку китайские технологические фирмы, тесно связанные с правящей Компартией Китая, приобретают платформы для распространения контента, которыми пользуются десятки миллионов человек.

Это давление может привести к тому, что небольшие местные СМИ в конечном итоге окажутся в руках государственных чиновников, которые будут использовать их для проталкивания собственной повестки. Редакционная независимость – всегда несколько туманная концепция в Китае – исчезнет полностью, а ограничения в виде журналистской самоцензуры ужесточатся.

Чтобы избежать этого, международные организации развития СМИ должны сосредоточится на шести шагах, помогающих справиться с проблемами, которые возникли перед независимой локальной прессой. Во-первых, пандемия ускорила переход в онлайн, ещё сильнее отдалив СМИ от традиционных моделей финансирования. Внедрение альтернативных моделей, таких как краудфандинг и привлечение онлайн-рекламы, помогло бы сократить зависимость местной прессы от средств спонсоров и минимизировать вмешательство владельцев, которые по политическим и деловым мотивам склонны ограничивать редакционную независимость.

Второй приоритет – помощь независимым СМИ в использовании потенциала цифровых платформ. Местная пресса уже активизирует своё онлайн-присутствие, но ей нужно лучше понимать открывающиеся в онлайне возможности, чтобы в полной мере их использовать. Небольшим локальным изданиям требуются тренинги и техническая помощь со стороны институтов развития; им нужно понять, как можно выжить в онлайн-конкуренции с социальными сетями и при этом обеспечивать граждан качественным контентом.

В-третьих, создание новых государственных и негосударственных чрезвычайных фондов помогло бы поддержать журналистов и СМИ, испытывающие трудности. Для оказания чрезвычайной помощи и предоставления грантов на поддержание устойчивости следует создавать множество фондов, подобных фонду чрезвычайной помощи организациям гражданского общества (Lifeline Embattled CSO Assistance Fund) при Freedom House и учреждённому благотворительной организацией Luminate Международному фонду для СМИ, представляющих общественный интерес. Одной или двух таких инициатив будет недостаточно для решения глобальной проблемы, возникшей перед местными СМИ. Напротив, масштабное решение этой проблемы потребует согласованных усилий под руководством государственных и негосударственных международных институтов развития.

В-четвёртых, в борьбе с дезинформацией крайне важны курсы повышения медиа-грамотности для журналистов, редакторов и продюсеров. У журналистов часто нет необходимых навыков или времени, чтобы заниматься дотошной проверкой информации. В погоне за горячими новостями точность зачастую оказывается далеко не главным приоритетом. Для профессиональных журналистов и фрилансеров, уже имеющих опыт работы, нужно организовать повсеместные тренинги по медиа-грамотности, проверке фактов, опровержению теорий заговора.

В-пятых, международные спонсоры должны помочь профинансировать психологическую помощь работникам СМИ. Поток новостей в режиме 24 часа в сутки/7 дней в неделю, а также необходимость вести репортажи с фронта борьбы с пандемией негативно сказываются на журналистах и создателях независимого контента, но медиа-компании редко предоставляют сотрудникам необходимую психологическую помощь, позволяющую выдержать все эти трудности. Чрезвычайный механизм психологической помощи для сотрудников СМИ позволил бы гарантировать, что журналисты не уйдут из профессии и продолжат обеспечивать граждан критически важной информацией в период восстановления после пандемии.

Наконец, необходимо поддерживать расследовательскую журналистику. По данным Всемирного банка, коррупция – это одно из главных препятствий на пути развивающихся стран. А расследовательская журналистика – это один из самых важных (и зачастую игнорируемых) инструментов борьбы с ним. Доступность огромных объёмов онлайн-данных и недорогих инструментов на основе искусственного интеллекта для их анализа, казалось бы, открывает для журналистов золотое дно, но у них зачастую нет навыков их использования. Обучение журналистов небольших местных изданий методам работы с данными и открытыми источниками для проведения расследований – вот ключ к повышению ответственности местных властей и преодолению коррупции.

Современные глобальные медиа-тренды вызывают обеспокоенность, но есть и основания для оптимизма. Расширение онлайн-присутствия и понимание важности качественной информации могут дать независимым СМИ шанс на обретение новой роли. И это особенно важно для местных изданий, которые остаются главным источником информации для миллионов людей во всём мире..

Copyright: Project Syndicate, 2021.
www.project-syndicate.org
(Статья переведена на русский язык с оригинала на английском.)

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Редакция
Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2016 года. Член международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)