Мнение: Как разрушить рынок фейковых новостей

Дисклеймер: редакция не разделяет взгляды автора в части правовой ответственности обычных пользователей за распространение дезинформации, мы видим, к чему приводят подобные инициативы в авторитарных странах. Однако мы считаем, что поднятые автором вопросы — часть важнейшей глобальной дискуссии, которая должна быть максимально открытой и публичной.

Мохаммед Сулиман, исследователь дезинформации, — о том, как повлияло на распространение дезинформации вторжение российских войск в Украину, и о том, какие уроки мир может извлечь из этого, чтобы эффективнее бороться с дезинформацией. 

После того как Россия вторглась в Украину, некоторые молодые американцы создали мошеннические аккаунты в Instagram, через которые распространяли видео и фотографии о разворачивающихся событиях. Притворяясь журналистами в районе боевых действий, они, прежде чем их успевали удалить, привлекли миллионы подписчиков и получили прибыль от рекламы, размещенной на их страницах. И это не единичный инцидент, монетизация подачи ложной информации — основа массового рынка фейковых новостей.

Взрывной рост новостей-«уток» стал одним из самых значительных последствий распространения интернета. Конечно, у создателей фейков есть целый ряд мотивов, от политических целей до сатиры, но нельзя упускать из виду экономический фактор. Согласно проведенному в 2020 году исследованию глобального показателя дезинформации (GDI), европейские сайты фейковых новостей зарабатывают более 76 миллионов долларов в год.

Сфабрикованный контент в интернете монетизируется через сложную децентрализованную сеть, состав участников которой — от крупных технологических компаний и до мелких тиктокеров. Для понимания функционирования системы рассмотрим пример президентских выборов 2016 года в Соединенных Штатах. В месяцы, предшествовавшие выборам, молодые люди в македонской деревне Велес выпускали фейковые новостные сюжеты, пропагандирующие задачи и позиции кампании Дональда Трампа. Эти авторы смешивали дезинформацию с реальными новостями, чтобы убедить читателей в правдивости своих историй. Затем они размещали сюжеты на праворадикальных веб-сайтах и генерировали трафик, связывая истории с платформами социальных сетей. По мере роста трафика сюжеты предлагали места размещения рекламы, продаваемые крупными технологическими компаниями, что приносило доход.

Связывая размещение рекламы с трафиком, такие компании, как Twitter, Facebook и Google, способствуют развитию рынка «уток». Но они являются лишь частью общей системы. Компании, занимающиеся рекламными технологиями, несут ответственность за среду, финансирующую фейковые новости.

Авторы исследования индустрии рекламных технологий США, проведенного в 2019 году, пришли к выводу, что экосистема онлайн-рекламы поощряет продвижение фейковых новостей за счет использования посредников. Рекламодатели редко знают, где заканчивается их реклама, поэтому крупные компании, такие как технологические фирмы, авиакомпании и розничные торговцы, косвенно финансируют сайты поддельных новостей. А децентрализованный характер рынка означает, что эти бренды не столкнутся с последствиями, если их реклама будет размещаться на сайтах, пропагандирующих дезинформацию.

В расширении рынка также играют свою роль пиар- и маркетинговые фирмы, предлагая знаменитостям деньги за распространение фальшивых новостей. За последние два года для распространения дезинформации о COVID-19 маркетинговые агентства искали ютуберов и других влиятельных лиц в социальных сетях, особенно среди молодежи.

Блокировщики рекламы могут уменьшить эффект фейковых новостей, ограничивая количество людей, смотрящих рекламную кампанию со включением «уток». Но растущее использование блокировщиков рекламы наносит ущерб также законным новостным сайтам, получающим доход от рекламы.

Большая часть рынка фальшивых новостей работает скрыто, поэтому нельзя с точностью назвать его общий размер. Анализ, проведенный NewsGuard и Comscore, показывает, что через рекламные компании крупные бренды платят распространителям дезинформации 2,6 миллиарда долларов в год, а GDI подсчитал, что в 2019 году сайты с дезинформацией принесли 250 миллионов долларов дохода от рекламы.

Самый простой способ борьбы с распространением фальшивых новостей — не допустить, чтобы они приносили доход. Revcontent, мировой лидер в области онлайн-контент-маркетинга, объявил, что будет, демонетизировать контент, оцененный как ложный по крайней мере двумя международными организациями по проверке фактов. Если такого рода вмешательство будет принято крупными технологическими компаниями — оно окажет более значительное влияние.

Еще один способ решить проблему — разоблачение сетей, поддерживающих этот рынок. Наблюдательная группа Check My Ads помогла внедрить этот подход. Ранее в этом году исследование Check My Ads привело к тому, что Google удалил некоторые учетные записи, которые распространяли дезинформацию о COVID-19 со своей платформы AdSense. База данных в свободном доступе, отслеживающая источники финансирования, стала бы важным инструментом в борьбе с рынком дезинформации.

Существует веский аргумент в пользу того, что правительства должны облагать платформы налогом на доходы, которые они получают от фейковых новостей. Но такой план было бы трудно реализовать без убедительного определения целевого контента. А раздел 230 Гражданского кодекса США, который защищает онлайн-платформы от ответственности за контент, публикуемый сторонними субъектами, еще больше усложняет задачу регулирования распространения «уток».

Рынок фальшивых новостей зависит от обмена в интернете интереса на деньги. Эффективная стратегия борьбы с ним должна изменить эту формулу. Параллельно с разработкой правительствами правовых мер для привлечения создателей контента и маркетологов к ответственности за распространение фейковых новостей обычные люди также должны нести ответственность за свою роль в распространении дезинформации. Лучший способ подтолкнуть ориентированные на рынок компании и влиятельных лиц к более активному взаимодействию с продвигаемым ими контентом — это перестать покупать то, что они продают.

Об авторе: Мохаммед Сулиман — старший исследователь дезинформации в Лаборатории искусственного интеллекта Северо-Восточного университета.

Copyright: Project Syndicate, 2022.
www.project-syndicate.org

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz