Многообещающий казахстанский проект «Томирис» перешел в съемочный период. Как сообщается в СМИ, на главную роль претендовали 1500 человек. Но что мы, собственно, знаем о легендарной царице саков-массагетов? Читайте в нашей подборке разбор нескольких распространённых нарративов.
Томирис и Кир
Утверждение: Царица саков-массагетов, в отместку за гибель сына, погрузила голову, побежденного ею персидского царя Кира в мешок, наполненный кровью, при этом сказав: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала» (Геродот. История. Книга I «Клио») или так: «…Ты жаждал крови, царь персов, так пей ее теперь досыта!» (Булат Джандарбеков “Томирис”)
Вердикт: Без вердикта
Наряду с версией Геродота, существуют и другие. Например, по мнению Ктезия – античного историка и придворного врача Артаксекса Мнемона, Кир II (Куруш) был ранен в войне с дербиками и умер от раны на третий день. “Дербики (в союзе с индийцами) поместили слонов в засаду и обратили конницу Кира в бегство. Сам Кир упал с коня, и индиец… поразил упавшего Кира дротиком ниже тазобедренного сустава, и это стало причиной его смерти». Вавилонянин, историк Берос утверждал, что Кир погиб в битве с дахами (тоже, в общем, скифы). Имеются и версии о смерти по естественным причинам. При этом общеизвестно, что царь был погребен в Пасаргадах – столице его империи, основанной им самим. Гробница сохранилась до наших дней.

Также известно, что останки Кира видел Александр Македонский: Когда Александр узнал, что могила Кира разграблена, он велел казнить Поламаха совершившего это преступление, хотя это был один из знатнейших граждан Пеллы. (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр.)
Таким образом имеются некоторые основания полагать, что Кир погиб не в битве с массагетами и, возможно, в жизни царицы саков не было эпизода с его головой.
В Средние века Томирис была весьма популярна на Западе
Вердикт: Правда
Сюжет Геродота показался весьма впечатляющим (а может и привычным) и для средневековых художников…
… и для – живописцев более позднего периода. Питера Пауль Рубенс писал Томирис дважды – в 1620 и 1622 гг.


История про Томирис и голову Кира стала символом правосудия, поэтому картины чаще писали по заказу – ими украшали залы судов. Более того, в Средневековье Томирис стала чуть ли не прообразом Девы Марии, торжествующей над Сатаной. Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/2908
Томирис — это «золотой человек», найденный в Иссыкском кургане
Вердикт: Ложь
В иссыкском кургане все-таки были обнаружены останки юноши. Вот, что об этом пишет сам Кемаль Акишев в книге “Курган Иссык. Искусство саков Казахстана”:
В этой же книге можно найти информацию о том, что рост молодого воина составлял примерно 165 см. Исследуя украшения, оружие и прочие артефакты, найденные в гробнице (посредством сравнительного анализа) археолог пришел к выводу, что “курган Иссык относится к V веку до нашей эры”. Но если говорить о более широких хронологических рамках, то время захоронения можно отнести к VII-IV веку до н.э..
В иссыкском кургане найден сын Томирис — Спаргапис
Вердикт: Ложь
Первое издание культовой книги Булата Джандарбекова “Томирис” состоялось в 1991 году. Сцена погребения Спаргаписа впечатляет:
Обмытый, одетый в роскошный наряд, Спаргапис более походил на спящего, чем на покойника. Мгновенная смерть не успела исказить его черты. На нем бы панцирь из тысячи нашитых золотых бляшек, ноги обуты в золотые сапожки, на голове был шлем изумительной работы с золотыми стрелами. Шею обвивали две гривны — одна с изображением разъяренного тигра, другая — грозного грифона с распростертыми крыльями, фамильные знаки царского рода массагетов и тиграхаудов. В уши были вдеты спиральные серьги из тонкой золотой проволоки, на руках красовались широкие и массивные серебряные браслеты. Справа к поясу – прикреплен акинак в драгоценных ножнах, слева от покойника лежали лук и колчан со стрелами. В ногах покоился бронзовый щит.
Судя по всему, благодаря таланту писателя, легендарный Иссыкский воин стал ассоциироваться с не менее легендарным Спаргаписом, который погиб, если верить Геродоту, где-то близ реки Аракс в 530 г. до н.э. (по одной из версий, Аракс – ныне уже не существующий приток Аму-Дарьи), и хотя по времени (конечно, с учетом широких хронологических рамок, применяемых к иссыкскому захоронению – от VII до IV века до н.э.) все сходится, логично было бы предположить, что в условиях войны его предали земле, недалеко от поля битвы.
Для Томирис иранский язык – родной
Вердикт: Без вердикта
Хотя по общепринятой версии, саки относились к ираноязычным кочевым народам (к этой же северо-иранской группе относят: авестийский, древне-персидский, мидийский, согдийский, хорезмийский, бактрийский, парфянский и др. языки), существует и версия, например, Мурада Аджи, о том, что родным для саков был прототюрксий язык. Почитать можно здесь. Кемаль Акишев упоминает мнение тюркологов, считающих, что надпись на чаше из иссыкского кургана представляет собой древнетюркское руническое письмо, хотя и не исключает, что предмет может быть – трофеем.
Томирис – личность полуисторическая-полулегендарная
Вердикт: Правда
Консультант фильма о Томирис, известный историк Алмас Ордабаев утверждает:
К сожалению, сведений о Томирис, кроме того, что написал Геродот о ее победе над Киром, больше нет.
Однако Томирис в контексте войны с Киром II упоминает и готский историк Иордан (6 век н.э.), вот здесь в главе X, называя ее, по сути, королевой Готии (в англ. версии Tomyris, Queen of the Getae). Хотя возможно, Иордан, как и другие авторы (например, Страбон) опирались на сведения Геродота, который, при таком раскладе, внес неоценимую лепту в историю Казахстана и самосознание казахстанцев.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.