Методика: Как искать информацию на портале госзакупок

Государственные закупки представляют собой важную составляющую государственного бюджета страны, от эффективного управления которым зависит качество государственных услуг и эффективность государственного управления. Именно поэтому мы считаем важным их общественный контроль. Методикой работы с госзакупками и проверки лотов для журналистов делится один из соавторов работы «Руководство по государственным закупкам для журналистов» фактчекер Чингиз Уалихан.

Госзакуп: начало

На 2019 год доля государственных закупок в государственном бюджете Республики Казахстан составила 37% или 4,6 трлн тенге, при этом их объем увеличивается с каждым годом.

Руководство по государственным закупкам для журналистов

Именно поэтому вопрос прозрачности, общественного мониторинга государственных закупок является актуальным. При несоблюдении принципов прозрачности возрастает возможность для коррупционных проявлений, неэффективности государственных расходов, завышенной стоимости или же низкого качества закупаемых товаров, работ и услуг.

Система государственных закупок в Республике Казахстан представляет собой открытую информационную систему (портал госзакупок goszakup.gov.kz), аккумулируют в себе данные о:

— заказчиках;
— организаторах;
— поставщиках;
— других участниках системы госзакупок.

Отношения в области государственных закупок регулируют:

  • Закон о государственных закупках (от 4 декабря 2015 года);
  • Правила осуществления государственных закупок (от 11 декабря 2015 года).

Отличительной особенностью казахстанской системы государственных закупок является то, что весь этап государственной закупки (история закупки) можно отследить на портале. В открытом доступе находятся даже документы об исполнении договоров о государственных закупках — акты приёма-передачи, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактуры.

Где и как искать информацию на портале госзакупок?

На портале государственных закупок есть шесть основных страниц, по которым можно найти информацию. Три страницы находятся в разделе «Реестры» и две страницы в разделе «Закупки». Одна страница в разделе «Отчетность».

goszakup.gov.kz
goszakup.gov.kz
Руководство по государственным закупкам для журналистов

Реестры: планы госзакупок

Самый простой способ поиска информации на портале госзакупок — это поиск по БИН (бизнес идентификационный номер) заказчика или поставщика. БИН любого учреждения — как частного, так и государственного — можно найти поиском Google или на сайте eGov.kz.

Заказчики в системе государственных закупок ведут план государственных закупок, где отображаются все товары, работы и услуги, которые учреждение будет приобретать в течение финансового года.

1. Попробуем найти план госзакупок аппарата акима города Алматы. Для начала нужно найти БИН (бизнес идентификационный номер) ведомства

Переходим на вкладку Планы ГЗ на портале госзакупок

В строке «наименование заказчика» вводим БИН ведомства, затем нажимаем «найти»(отмечено красным)

Отчётность: годовые отчёты

Альтернативный способ просмотра планов государственных закупок доступен через подраздел «Отчёт “Годовые планы”» в разделе «Отчётность». Страница «Годовые планы» в виде списков содержит годовые планы закупок центральных государственных органов и местных исполнительных органов, включая все подведомственные организации.

Подраздел «Годовые планы» удобен тем, что планы госзакупок здесь содержатся в структурированном виде. Вы также можете просмотреть какие учреждения есть в структуре конкретного госоргана.

Закупки: поиск объявлений 

Подраздел «Поиск объявлений» в разделе «Закупки» содержит информацию об актуальных и завершенных тендерах. Здесь доступны информация об итогах тендера, победителе, количестве участников и документы технической спецификации.

Давайте попробуем найти закупки аппарата акима города Алматы. Находим БИН управления через гугл. Заходим во вкладку «Поиск объявлений».

Выбираем из списка объявлений то, что нам нужно. Например, аренда автобусов для перевозки военнообязанных к месту сбора и обратно.

Открываем объявление. Перед нами появляются 7 вкладок:

  • общие сведения;
  • лоты;
  • документация;
  • протоколы;
  • информация о победителях;
  • договоры;
  • апелляции.

Вкладка «Общие сведения» содержит базовую информацию о тендере, включая данные о способе проведения закупки, сумме закупки и сведения о заказчике и организаторе.
Вкладка «Лоты» отображает информацию о предмете закупки (работа, услуга, товар).
Вкладка «Документация» содержит данные конкурсной документации, здесь важно изучить приложение No2 (техническая спецификация) — техническое описание приобретаемого лота.
Вкладка «Протоколы» содержит промежуточную и итоговую информацию о результатах тендера. В зависимости от способа проведения закупки формируются несколько протоколов.

Обычно это:

  • протокол вскрытия;
  • протокол предварительного допуска;
  • протокол итогов.

В протоколе вскрытия и в протоколе предварительного допуска содержатся решения конкурсной комиссий по заявкам поставщиков. Информация об итогах тендера содержатся в протоколе итогов.

  • Вкладка «Информация о победителях» содержит данные о победителе конкурса.
  • Вкладка «Договоры» содержит договор, заключённый между поставщиком и заказчиком.

Закупки: поиск лотов

Лот является предметом государственных закупок, другими словами это приобретаемый товар, работа или услуга. Подраздел «Поиск лотов» показывает информацию о приобретаемых товарах, работах и услугах вне состава объявления. В то время как «Объявления» отображают информацию в целом о проведении госзакупки. Поиск информации через «Поиск лотов» предназначен для детального поиска конкретного товара, работы или услуги.

Реестр договоров

Договор о государственных закупках — договор между поставщиком и заказчиком, удостоверенный электронной цифровой подписью на портале госзакупок. Путь к данному реестру выглядит следующим образом: Реестры>Договоры>Реестр договоров.

Здесь вы можете скачать договор государственных закупок и ознакомиться с деталями и условиями договора между заказчиком и поставщиком.

Реестр жалоб

Поставщики в процессе организации государственных закупок могут подать жалобу на результаты конкурса. Все жалобы поставщиков хранятся в реестре жалоб, который доступен по следующему пути: Реестры>Жалобы>Реестр жалоб.

Немного теории: как устроены госзакупки

В системе госзакупок есть несколько ролей, но две из них являются основными – это заказчик и поставщик.

Заказчик (госорган/структурное подразделение) ведёт и утверждает план государственных закупок, заключает договоры с поставщиками, то есть заказчик в лице госоргана определяет, что будет закупать госорган, в каком количестве и планирует суммы затрат.

Поставщик поставляет товар, оказывает работы или услуги.

До того момента, пока поставщики участвуют в закупках и не объявлены победителями по закупкам, они являются потенциальными поставщиками. Потенциальные поставщики участвуют в госзакупках и делятся на юридические и физические лица. К последним относятся индивидуальные предприниматели. Победителей по итогам проведения госзакупок, а также организации, с которыми заключили договор без проведения закупочных процедур, называют поставщиками.

Система взаимоотношений между участниками госзакупок основывается на закупке определённых товаров, работ и услуг (далее ТРУ). Основным документом, описывающим качественные и количественные характеристики закупаемых ТРУ, является техническая спецификация, в которой представлено их детальное описание. Для закупки ТРУ на портале создаётся объявление о госзакупке, в котором содержится описание закупаемых ТРУ, сроки и место поставки, а также иные необходимые условия.

В одном объявлении о госзакупках может быть опубликовано несколько лотов, то есть отдельная закупка определённого ТРУ. Например, в одном объявлении заказчик может объявить закупку канцелярских товаров, но по каждому отдельному его виду создается лот. К примеру, отдельный лот на приобретение канцелярских ручек, отдельный лот на бумажный клей и так далее.

В системе и процедурах проведения госзакупок существует несколько протоколов, основные из которых:

  • протокол допуска к участию потенциальных поставщиков;
  • протокол итогов, который предоставляет полную и детальную информацию по итогам закупки, информацию по победителям, ценовым предложениям всех поставщиков, принимавших участие в госзакупке.

Один из важных документов во взаимоотношениях между заказчиком и поставщиком – это договор. Договор о госзакупках является типовым, но обязательной и неотъемлемой его частью является техническая спецификация, ознакомившись и подписав которую, обе стороны берут на себя обязательства по исполнению договора.

Этапы процесса

Процесс государственных закупок включает в себя три этапа:

  • Разработку и утверждение годового плана государственных закупок;
  • Выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках;
  • Исполнение договора о государственных закупках.

1. Разработка и утверждение

На портале госзакупок можно найти годовой план закупок любого государственного органа или предприятия (участника системы госзакупок). План содержит информацию о том, какие ТРУ (товары, работы, услуги), в каком объёме планируется закупить, их планируемые суммы, а также о сроках поставки. Годовой план государственных закупок утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета.

Заказчик в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок обязан разместить внесённые изменения и (или) дополнения на веб-портале государственных закупок. Заказчики вправе вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более двух раз в месяц.

Информация на этом этапе госзакупок является очень важной. Ссылаясь на пункты плана госзакупок, у журналистов появляется реальный шанс способствовать изменению решения государственного органа либо отмене закупки вообще.

2. Выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках

На портале госзакупок на этом этапе можно найти информацию о заказчиках, поставщиках, о способе закупки, объявлении о закупке. Можно просмотреть техническую спецификацию (описание закупаемых товаров, работ и услуг), то есть проследить всю историю закупки, включая процедуры заключения договора о госзакупках. Выбор поставщика и история каждой отдельной закупки будет зависеть от способа организации закупок. Об их основных различиях будет описано в следующем разделе.

Этот этап госзакупок даёт нам более подробную и расширенную информацию. При подготовке журналистского материала вы можете получить точные данные об объявлении госзакупок, заказчике, о каждом потенциальном поставщике. Можно увидеть ценовые предложения (цены) поставщиков, а также протоколы итогов закупок.

3. Исполнение договора о государственных закупках

На портале госзакупок на этом этапе доступна информация о том, в каком объёме и в какие сроки выполнена работа по госзакупкам. При осуществлении госзакупок договор считается исполненным, если заказчик и поставщик выполнили все принятые на себя обязательства по указанному договору.

Если вы хотите поглубже погрузиться в практику поиска данных на портале государственных закупок, то к вашим услугам «Руководство по государственным закупкам для журналистов». Руководство подготовлено в рамках проекта Open Tenders, реализованного ОО «Социум-зерттеу».

ZERTTEU

Чингиз Уалихан
Журналист Factcheck.kz