Что такое когнитивные искажения и можно ли их избежать?

В настоящее время в когнитивной психологии, отчасти благодаря работам психологов Амоса Тверского и Дэниэла Канемана, был изучен ряд когнитивных искажений — ошибок в восприятии и обработке информации в результате которых у индивида создаются ошибочные представления о причинно-следственных связях, протекающих в окружающем мире. Когнитивные искажения являются одной из причин возникновения стереотипов и суеверий, успеха астрологии и хиромантии, дискриминации в обществе, веры в теории заговора и даже результатов несправедливых судебных процессов. Помимо этого, они могут повлиять на работу инвестиционных компаний и быть эксплуатированы в мошеннических схемах.

Когнитивные искажения являются частью нашего субъективного восприятия мира и сопровождают нас постоянно, и люди, в особенности, не знакомые с подобными ловушками мышления, могут руководствоваться суждениями находящихся под влиянием когнитивных искажений, сами того не замечая.

Когнитивное искажение и логическая ошибка

Сперва, обозначим два вида ошибок, которые можно встретить в ходе мыслительных процессов: когнитивное искажение/предвзятость (англ — cognitive bias) и логическая ошибка/уловка (англ — logical fallacy). Они могут показаться аналогичными, но в целом, неравноценны.

Логическая ошибка — это ошибка в одном из элементов логического аргумента, в то время как когнитивное искажение — это ошибка в восприятии и обработке информации, которая приводит к ошибочным представлениям о действительности.

Причиной когнитивных ошибок может являться множество переменных в зависимости от ситуации (научная литература приводит разные причины): нежелание мозга тратить достаточные ресурсы на глубокий анализ информации, помехи в ходе обработки информации, недостаточная сила когнитивных способностей, влияние социальных устоев и иные причины психологического характера. При этом следует иметь в виду, что все люди подвержены когнитивным искажениям и полностью избежать предвзятости восприятия трудно. Тем не менее, минимизировать влияние когнитивных искажений на мыслительные процессы всё же можно.

Так, согласно результатам исследования в журнале Psychological Science, авторы обнаружили, что понимание когнитивных искажений может послужить значительным противодействием против их влияния на процесс рассуждения человека в практических условиях. Принимая во внимание данные выводы, предлагаем ознакомиться с самыми распространёнными видами когнитивных искажений. Cледует отметить, что названия искажений могут различаться в зависимости от автора и источников.

Склонность к подтверждению своей точки зрения (англ — confirmation bias) — тенденция человеческого восприятия отдавать предпочтение информации и свидетельствам, которые подтверждают собственную точку зрения и уже сложившиеся убеждения, игнорируя сведения, которые противоречат им. В пример можно привести человека, убежденного в концепции плоской Земли, который для доказательства собственного мнения будет исключительно интересоваться информацией подтверждающей его/ее точку зрения. Данная модель поведения ведёт только к усилению веры в ошибочные интерпретации явлений и может иметь весьма нежелательные последствия. Представьте ученого, который вместо того, чтобы руководствоваться всеми вариациями данных, начинает выбирать сведения, подтверждающие изначальные предположения.

Но более распространенным является другая вариация этой предвзятости: представьте, что вы хотите приобрести определенный предмет, допустим таблетки от бессонницы, и надеясь на их эффективность (в особенности, когда препарат X гипоаллергенный и дешевле в сравнении с препаратом Y), можете заметить, что во время ознакомления с комментариями пользователей, игнорируете те посты, которые делятся о минусах препарата X и вчитываетесь в недостатки препарата Y. Подобное поведение (не только в отношении выбора продуктов) можно заметить очень часто. 

Возникновение информационных пузырей в социальных сетях и в целом нежелание рассмотреть иную точку зрения тоже можно объяснить склонностью к подтверждению. Восприятие, в котором во внимание берется только то, что согласуется с ожиданиями, не трудно догадаться, ведёт к нежелательному искажению суждений и тоннельному видению мира.

Апофения (англ — apophenia) – тенденция распознавать существование значимых связей в случайных, несвязанных явлениях. Важно отметить, что данное эффект является очень обобщенным и охватывает очень много разных вариаций когнитивных искажений. В общем, апофенией называют эффект распознавания связей, паттернов и значений в случайных обстоятельствах, иными словами, нахождение связей там, где их нет. К примеру, одной из разновидностей апофении является эффект под названием парейдолия — распознавание контура определенного предмета или явления в случайной визуальной информации, например, видение человеческого лица на камне, песке, на случайном камне на поверхности Луны и т.д.

Что такое когнитивные искажения и можно ли их избежать?
Естественное образование на поверхности Марса, в котором многие видят человеческое лицо (снимок NASA, 1976 г.)

Помимо этого, появление теорий заговора, суеверий и стереотипов тоже могут являться производными апофении. Такое когнитивное искажение называется иллюзорной корреляцией (англ — illusory correlation) — искажение, суть которого заключается в нахождении связи между переменными (явления, события, люди, поведение), когда подобной связи между ними в действительности нет. Можно привести в пример следующую ситуацию: человек одел новую футболку и в тот же день выиграл в лотерею — может возникнуть иллюзия того, что новый предмет одежды привлекает удачу.

Искажение через якорение (англ — anchoring bias) — вид когнитивного искажения, когда внимание цепляется за первые сведения об объекте во время ознакомления, и новая информация интерпретируется с точки зрения якоря – первой единицы информации (первая статья об определенной теме, заранее подготовленный план действий, первая цифра в цепочке, первое впечатление и др.). Например, представьте, что вы собираетесь купить книгу через интернет магазин, и отмечаете себе, что в первом магазине книга, которую вы хотели приобрести, стоит 2000 тг. При случае, что вы будете искать книгу в других магазинах, высока вероятность того, что последующие цены будут оцениваться вами, отталкиваясь от первоначального якоря, первой отмеченной цены. Иными примерами подобного рода когнитивных искажений, связанных с якорением, являются: сравнение и анализ информации из одного источника вместо сравнения информации из разных источников, недостаточное изменение мнения при столкновении с новыми свидетельствами, использование инструментов исключительно традиционным образом или предпочтение старых инструментов и нежелание пробовать новое. Известно исследование, согласно которому, срок лишения свободы, запрашиваемый прокурором в ходе судебного процесса, может стать якорем для судьи при вынесении вердикта.

Искажение эгоцентризма (англ — egocentric bias) — возможно, самое распространённое искажение, из-за которого человек предпочитает рассчитывать на собственное видение мира и переоценивает собственные возможности. В качестве отдельных примеров можно привести тенденцию видеть себя менее предвзятым в отношении других, переоценивание степени согласия остальных со своим мнением, собственной способности к состраданию, к рациональности, к запоминанию в сравнении с другими и собственной силы воли. Отдельно следует упомянуть эффект Барнума, когда люди переоценивают степень соответствия внешних описаний их личности (описания в астрологии, психологические тесты вроде теста Майерс-Бриггс, холодное чтение), несмотря на то, что данные абстрактные описания могут соответствовать огромному количеству людей. Именно этот эффект, часто, используется астрологами, хиромантами и иллюзионистами, выдающие прогнозы или рассказывающие о личной жизни клиентов.

Одной из разновидности искажения эгоцентризма является эффект Даннинга-Крюгера – переоценивание собственных способностей любителями и недооценивание собственных способностей профессионалами.

Что такое когнитивные искажения и можно ли их избежать?
Эффект Даннинга-Крюгера (Иллюстрация: Кеннет Лим, автор русской локализации неизвестен)

Атрибутивное искажение (англ — attribution bias) – когнитивное искажение, возникающее во время попыток обнаружить причины поведения окружающих. Суть искажения заключается в тенденции объяснять поведение человека скорее его личностными качествами (характер, темперамент, психологические проблемы), чем какими-либо внешними факторами. Таким образом переоценивается влияние внутренних характеристик индивида и недооценивается влияние внешних обстоятельств, которые могут подтолкнуть на совершение тех или иных поступков. Можно привести обратный пример: когда мы сами поступаем непотребно, мы можем видеть причину во внешних обстоятельствах, игнорируя собственные личные качества.

Одна из вариации атрибутивного искажения — групповое атрибутивное искажение. Ярким его примером является предположение о том, что если член определённой группы поступает недолжным образом, то и вся группа, к которой человек принадлежит, тоже имеет подобные негативные черты характера. Например, драка между фанатами двух футбольных клубов может привести к выводу, что все фанаты футбола агрессивные. Обратный пример — предполагать, что мнение большинства в группе распространяется на всех её членов. 

Искажение из-за доступности или эвристика доступности (англ — availability bias) — искажение в мышлении, которое заключается в доверии и использовании сведений в зависимости от их «свежести» в памяти. Тем самым сознание предпочитает и строит суждение на основе недавно приобретенной информации, игнорируя старые или неизвестные сведения при рассуждении о каком-либо явлении. Например: люди рассуждают о вероятности каких-либо событий, полагаясь на новости и публикации в социальных сетях, поэтому может возникнуть предположение, что люди гибнут чаще от нападений акул чем от падающих частей самолетов, что не соответствует действительности. Причиной подобных искажений являются новости, освещающие определённые события и игнорирующие иные, что и может вести к возникновению подобных искажений.

Что такое когнитивные искажения и можно ли их избежать?
Иллюстрация: Эмили Робертс, verywellmind.com, перевод: sceptic.com.ru

Иные когнитивные искажения, достойные упоминания

Искажение частотности (frequency bias) — ситуация, когда явление, которое человек увидел или о котором услышал впервые, начинает постоянно попадать в его поле внимания, создавая впечатление, что данное явление встречается очень часто. Искажение является следствием возникновения повышенного внимания сознания к этому явлению, что и создаёт иллюзию частоты. Можете вспомнить случай, когда, увидев машину определённого цвета и определённой марки, и удивившись существованию такой вариации, вы начинали замечать подобные экземпляры чаще.

Игнорирование вероятности (neglect of probability) — когнитивное искажение, заключающееся в игнорировании законов вероятности в ходе принятия решений при отсутствии полноценной информации. К примеру, риски, имеющие незначительную вероятность, могут быть либо полностью игнорированы, либо переоценены. 

Предпочтение нулевого риска (zero-risk bias) — искажение, в котором человек предпочитает полное избавление от риска вместо принятия незначительного риска, что, в результате, может приводить к затрате необоснованного количества ресурсов в сравнении с принятием незначительных рисков, но сохранения ресурсов. 

Субъективная эмпатия (compassion fade) — тенденция в поведении, при которой человеческое сострадание уменьшается с ростом числа человек, которые нуждаются в помощи. В пример можно привести проявления ярко выраженных чувств сострадания в отношении ситуации, где жертвами явились один или пара человек в сравнении с случаями, где жертвами являются несколько десятков или сотен человек.

Знание задним числом (hindsight bias) — тенденция переоценивать предсказуемость прошедших явлений. Суть данного искажения неплохо разъясняет фразеологизм: «задним умом крепок». Проблема искажения заключается в том, что люди, подпадающие под влияние данного эффекта, начинают переоценивать свои прогностические способности в будущем. 

Искажение пропорциональности (proportionality bias) — склонность предполагать, что большие события были результатом больших причин. Данное искажение является одним из частых причин популярности теорий заговора. 

Эскалация обязательства (escalation of commitment) — продолжение деструктивной линии поведения несмотря на то, что продолжение подобного поведения не имеет пользы или может быть даже несёт определенные убытки. Можно привести в пример инвестора, продолжающего вкладывать деньги в проект несмотря на убыточность с целью оправдать уже инвестированные средства. Или вспомните, как вы просмотрели фильм до середины и поняли, что он не оправдывает двух часов просмотра, но так как часть фильма уже просмотрена, вы решили, что нужно довести дело до конца. 

Искажение из-за убеждения (belief bias) — это тенденция судить о аргументе на основе того, насколько правдоподобным кажется вывод, а не на том, сколько доказательств предоставляется в его поддержку в ходе спора.

Что мы можем сделать

Считается, что полностью избежать когнитивных искажений нельзя, однако можно попытаться снизить их влияние. Помимо осведомлённости о разных видах когнитивных искажений и об их функционировании, для уменьшения частоты совершения когнитивных ошибок также можно активно задавать себе вопросы во время рассуждений или принятия важных решений. Следующие вопросы могут послужить неким фильтром когнитивных искажений:

  • Откуда я знаю то, что я знаю?
  • Можно ли доверять этой информации?
  • Предвзят ли я в этом суждении?
  • Каким я хочу видеть реальность, и как это искажает моё восприятие?
  • Как я могу проверить достоверность этого суждения?

Данный метод не гарантирует полную защиту от совершения когнитивных искажений, но предоставляет вам простой инструмент для анализа собственных суждений на наличие предвзятости.

Важно отметить, что благодаря исследованиям в когнитивной психологии список когнитивных искажений пополняется довольно часто. Главное — всегда относиться к собственным мыслям скептически, подвергая даже собственное мышление критическому анализу.

Материал подготовлен выпускником курса Online Factcheck Academy Али Мухамбет

Читайте также

Редакция
Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2016 года. Член международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)