Широко известно утверждение, что демонстрация одного из первых фильмов в истории кинематографа «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» спровоцировала панику в зрительном зале. Российское фактчекинговое издание «Проверено» выяснило, так ли это.
Упоминание паники во время показа фильма можно встретить, например, здесь, здесь и здесь.
Впервые фильм демонстрировали зрителям в Лионе 25 января 1896 года по случаю открытия второго зала «Синематографа» в этом городе. На следующий день газета Le Lyon Républicain писала: «Это самое восхитительное зрелище, свидетелями которого нам когда-либо приходилось быть. <…> Это, конечно, всего лишь иллюзия, но настолько преисполненная поразительным реализмом, что кажется, будто мы находимся среди персонажей, появляющихся на экране». Но в публикации не упоминалось ни о каких беспорядках среди зрителей.
Нет об этом ни слова и в научном журнале La Science française, вышедшем в феврале 1896 года. В этом номере были опубликованы две статьи, посвящённые изобретению братьев Люмьер. В одной из них рассказывалось о впечатлении, которое кино производит на зрителей, во второй — о технической стороне «живых фотографий».
В лионском еженедельнике Le Passe-temps в номере за 9 февраля помещено объявление под названием «Живая фотография». «По случаю растущей популярности этого действительно поразительного зрелища, чтобы удовлетворить запросы публики, дирекция приняла решение: сеансы теперь будут ежедневными, с 2 часов до полуночи. По воскресеньям и праздничным дням — с 10 часов утра до полуночи. Стоимость входа 0,50 франка». Этот еженедельник был посвящён всевозможным светским развлечениям, в нём можно было найти информацию о театральных премьерах и модных выставках, почитать свежие фельетоны. Если бы в лионском «Синематографе» случилась паника, Le Passe-temps обязательно бы об этом написал.
Наконец, в номере за 16 февраля впервые упоминается фильм «Прибытие поезда на вокзал»: в журнале опубликована программа кинопоказа. И ни слова о каких-то чрезвычайных происшествиях.
Легенду о панике в зрительном зале подробно разбирал историк кино Жан-Пьер Сируа-Траан. Слово «страх» появилось уже на следующий день после премьеры — в газете Le Lyon Républicain. Киновед приводит цитату: «Поразительно, с какой удивительной правдоподобностью локомотив приезжает на вокзал, выбрасывая клубы дыма. Он движется по рельсам с такой скоростью, что поневоле инстинктивно отстраняешься от железного колосса, из страха, что он сейчас в вас врежется. Но нечего бояться, поезд останавливается, все выходят, двери открываются, новые пассажиры поднимаются по ступеням вагонов по сигналу начальника вокзала». Таким образом испуг, скорее всего, был мимолётным, никакой паники в зале не возникло.
Другой исследователь, Мартин Лойпердингер из Университета Трира, также не нашёл достоверных доказательств паники, случившейся в лионском «Синематографе» в 1896 году. Он упрекает своих коллег в бесконечном репродуцировании мифа о премьере «Прибытия поезда» и считает, что легенда появилась в начале ХХ века. По мнению немецкого исследователя, реакция зрителей не выходила за рамки допустимого: скорее всего, многие зрители просто немного отклонялись в своих креслах, когда видели поезд.
Не исключено, что легенда сформировалась под влиянием другого фильма. В 1901 году английский режиссёр Роберт Уильям Пол снял короткометражную комедию «Деревенщина и кинематограф». Этот фильм состоит из коротких сценок, изображающих реакцию крестьянина на разные эпизоды из уже снятых к тому моменту лент. В одной из таких сценок деревенский простак как раз в страхе убегает от мчащегося с экрана поезда.
Контекст
- В прошлом году режиссёр фильма «Вышка» Скотт Манн обратился к дипфейкам для того, чтобы заменить матерные выражения в картине на нейтральные ругательства.