«Красивый поступок Месси» на ЧМ в Катаре оказался фейком — фактчек от «Проверено»

30 ноября в завершающем матче группового этапа чемпионата мира по футболу сборная Аргентины победила сборную Польши со счётом 2:0. На следующий день российский телеканал «Матч ТВ» в своих профилях в Facebook, Twitter и «ВКонтакте» сообщил, что главная звезда аргентинской команды Лионель Месси, которому присудили звание лучшего игрока матча, отдал эту награду Алексису Макалистеру, автору одного из голов в ворота поляков. «Так капитан подбодрил партнёра по сборной, чтобы замотивировать его на плей-офф. Не только гений, но и великий добряк», — добавили авторы «Матч ТВ». Новостью делились и другие спортивные медиа, например Sport24 и Bobsoccer. Однако фактчекеры из российского издания «Проверено» так и не нашли надёжных источников информации о красивом жесте Месси.  

Награду лучшему игроку матча FIFA вручает после каждой игры совместно с одним из спонсоров турнира, пивоваренной компанией Budweiser. Во время каждого матча на сайте FIFA проходит голосование среди болельщиков, которые и выбирают победителя. В ночь с 30 ноября на 1 декабря в верифицированных аккаунтах чемпионата мира — 2022 и Budweiser появились твиты, в которых с получением приза по итогам матча Аргентины и Польши поздравили полузащитника Алексиса Макалистера. К постам прилагалась и фотография аргентинца с трофеем в руках.

Судя по всему, источником информации для «Матч ТВ» стал пост в твиттере FIFA World Cup Stats, в котором излагается история о получении приза из рук Месси. У аккаунта есть значок верификации в виде синей галочки, а на аватаре изображён логотип чемпионата мира в Катаре.

Но при более детальном изучении этой публикации можно обнаружить вызывающие вопросы детали:

  • твит появился 1 декабря спустя час после сообщения официального аккаунта турнира о вручении приза Макалистеру;
  • в качестве юзернейма этот пользователь использует имя @alimo_philip, а не буквосочетание с использованием аббревиатуры FIFA;
  • в описании профиля FIFA World Cup Stats указано: «Спортивный дипломат, бизнес-консультант, подкастер, международный спортивный журналист-фрилансер» — совсем не то, что предполагаешь увидеть у верифицированного аккаунта, публикующего статистику чемпионата мира по футболу от имени организующей его FIFA.

Фактчекеры агентства AFP изучили Twitter-аккаунт @alimo_philip с помощью Internet Archive и обнаружили, что у созданной в 2015 году учётной записи несколько раз менялось название. При этом, например, весной и летом 2022 года, за полгода до чемпионата мира в Катаре, аккаунт назывался #ChampionsLeague («#ЛигаЧемпионов»), а летом 2021 года — #Tokyo2020 (тогда в японской столице проходили Олимпийские игры, перенесённые на год из-за пандемии коронавируса). Подобные метаморфозы не мешали автору блога иметь значок верификации рядом со своим юзернеймом (авторы некоторых разборов связывают ошибку СМИ с недавним приходом в Twitter Илона Маска и продажей синих галочек всем желающим).

Аккаунт @alimo_philip принадлежит Филипу Алимо — уроженцу Ганы, который ведёт два футбольных подкаста на платформе Callin. Согласно профилю Алимо на LinkedIn, он живёт в ОАЭ, а с 2013 по 2022 год работал в Азиатской шахматной федерации. 

Вероятно, именно Алимо, чей аккаунт в Twitter мимикрирует под связанный с FIFA и отмечен значком верификации, стал важным каналом распространения истории про Месси и Макалистера. При этом первоисточником информации он не является. Самый ранний твит на эту тему, который обнаружили фактчекеры, был опубликован блогером @CrewsMat10 почти за два часа до поста Алимо, за 50 минут до твита официального аккаунта ЧМ-2022 и за 20 минут до сообщения от компании Budweiser. Как и Алимо, блогер не сообщил, откуда узнал об истории, которой поделился с подписчиками.

Контекст 

  • Владелец Twitter Илон Маск заявил недавно, что компания планирует отложить перезапуск своего сервиса Blue Verified, предлагающий значок верификации за 8 долларов в месяц. Twitter Blue был запущен ранее в этом месяце, но был закрыт после того, как пользователи злоупотребили этой платной опцией. Множество шутников создали фейковые аккаунты, а купленные по дешёвке галочки верификации использовались анонимами для того, чтобы выдать себя за политиков, знаменитостей а также для создания поддельных страниц известных брендов. 
Сергей Ким
Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на телевидении и радио, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году. Возглавлял алматинскую редакцию проекта «Спутник-Казахстан», ведёт колонку медиакритики для проекта NewReporter.org