Фактчек | Петиция о признании в Алматы экологической катастрофы

Материал обновлён 10 марта 2023 года в соответствии с правилами внесения изменений и дополнений: определение термина «экологическая катастрофа» из Википедии исключено из материала, включены дефиниции экологической катастрофы от ООН, Европейской комиссии и одного научного исследования, добавлены оценки по объему выбросов вредных веществ в Алматы от государственных органов.

7 февраля 2023 года на сайте ALASH online появилась петиция с требованием признать в Алматы экологическую катастрофу. За месяц обращение подписали больше 53 тысяч человек. Редакция Factcheck.kz решила разобраться, насколько аргументы, приведённые авторами петиции, соответствуют фактам, и почему горожане ставят свою подпись под утверждением о том, что «воздух их убивает».

Город под чёрной подушкой смога

Утверждение: в отчёте Казгидромета от 19 января 2023 года сказано, что «превышения уровня концентрации загрязняющих веществ в атмосфере не обнаружено». И это в те дни, когда город задыхался под чёрной подушкой ядовитого смога.

Из петиции

Вердикт: Правда

Впрочем, здесь сразу стоит сделать поправку: отчёт от 19 января 2023 года был опубликован не на сайте Казгидромета, а в Instagram алматинского департамента экологии.

Если воспроизвести хронологию событий тех январских дней, то она будет выглядеть так:

17 января 2023 года на информационном портале Tengrinews.kz публикуется фоторепортаж с заголовком «Это просто безумный ад». Над Алматы стоит чёрная полоса, и кажется, что её можно пощупать», в котором обсуждается проблема загрязнения воздуха в мегаполисе.

18 января 2023 года сотрудники алматинского департамента экологии провели выездной мониторинг состояния атмосферного воздуха в городе. В этот день на сайте IQAir индекс качества воздуха (AQI) и уровень загрязнения атмосферы PM2.5 в Алматы оценивались как «вредные» (193 и 136,1 соответственно).

19 января 2023 года на странице в Instagram алматинского департамента экологии появился пост, в котором сообщалось, что превышений предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в городе не обнаружено. Какие именно цифры выбросов в атмосферу зафиксировали сотрудники департамента неизвестно — в подтверждение своих слов они опубликовали только видеоролик, на котором можно увидеть молодых людей с устройствами в руках на фоне дымящих труб теплосетей. Кроме того, перечислены точки, где проводились замеры: южная сторона проспекта аль-Фараби, по проспекту Сейфуллина ниже улицы Райымбека, по проспекту Рыскулова с восточной стороны улицы Джангильдина.

Смесь из выхлопов, сажи и пыли

Утверждение: мы не хотим более дышать воздухом смерти и имеем полное право на жизнь в чистой окружающей среде.

Из петиции

Вердикт: Правда

Действительно, в Конституции Казахстана чётко обозначен курс на охрану окружающей среды благоприятной для жизни и здоровья человека (законодательная норма прописана в п.1 ст.31). Право на «благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду» закреплено и в ст. 13 Экологического кодекса.

То есть — абсолютно все и каждый в отдельности казахстанец имеет право дышать чистым воздухом, или, по крайней мере, воздухом, который не вредит здоровью и не угрожает жизни.

Сейчас Алматы, как и большинство мегаполисов, столкнулся с дилеммой: чтобы решить экологические проблемы (то есть чтобы воздух в городе сделать более чистым и свежим), нужно идти на жёсткие и кардинальные меры.

К примеру, когда в 2017 году в Мадриде измерительные станции зафиксировали уровень загрязнения диоксидом азота (NO2) выше 200 миллиметров на кубический метр, правительство приняло «План А» по защите окружающей среды в кризисных обстоятельствах. План этот включает 30 пунктов, среди которых есть следующие: 

  • значительно ограничить использование личных автомобилей – как на вождение, так и на парковку;
  • увеличить инвестиции в общественный транспорт и в инфраструктуру для передвижения по городу на велосипеде и пешком;
  • автопарк города должен заменяться автомобилями с низким уровнем выбросов;
  • к 2020 году бензиновые автомобили, зарегистрированные до 2006 года, и дизельные автомобили, зарегистрированные до 2014 года, должны быть запрещены к въезду в зону с нулевым уровнем выбросов даже для жителей этих районов (а это 4,5 квадратных километра в самом центре города);

21 из 30 пунктов «Плана А» связаны с выдавливанием автомобилей из города. В Алматы почти половина автотранспорта (193 402 автомобилей) были выпущены более 20 лет назад, а значит не имеют экологического класса. Ситуацию с экологией усугубляет и алматинская ТЭЦ-2, которая работает на угле, а переход на газ требует серьёзных инвестиций, которые могут привести к увеличению тарифа для населения. Третий негативный фактор, влияющий на качество воздуха в городе — это частный сектор, который, из-за отсутствия газификации, вынужден топить свои дома и бани углём и дровами.

Признать Алматы зоной экологического бедствия, значит найти решение для трёх вышеописанных проблем.

Утверждение: за последние 20 лет количество автомобилей в Алматы выросло, и очень сильно. Сегодня машин в городе уже полмиллиона.

Из петиции

Вердикт: Правда

Алматы – самый автомобилизированный город страны. По данным Бюро национальной статистики, на 1 января 2023 года количество зарегистрированного автотранспорта в Алматы составило 530 092 единиц.

В 2003 году, также по информации Бюро нацстатистики, в Алматы было зарегистрировано 218 200 легковых автомобилей. То есть за последние 20 лет число автомобилей в городе выросло более чем на 140%.

Нормы «чистоты» воздуха 

Утверждение: ежегодно в воздух Алматы выбрасывается 100 000 тонн грязи. (…) И эти 100 000 тонн грязи совершенно невидимы для властей, потому что они придумали свои собственные нормы «чистоты» воздуха. ПДК (предельно допустимые концентрации) загрязняющих веществ, принятые в Казахстане, в несколько раз выше, чем рекомендует Всемирная организация здравоохранения.

Из петиции

Вердикт: Не доказано и большей частью правда

Что не доказано: На сайте Бюро нацстатистики можно найти данные по общему объёму выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и только за 2021 год:

  • по Казахстану выброшено в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения 2.4 млн тонн;
  • по Алматы выбросы загрязняющих атмосферу веществ, от стационарных источников, составили 20.4 кг на душу населения. 

Путём несложных арифметических действий можем определить примерное количество выбросов от стационарных источников (стационарными источниками выбросов считаются промышленные предприятия, тепловые электростанции, котельные и пр.): 20,4 кг загрязняющих веществ умножим условно на 2 млн человек и получим 40 800 т.

К слову, в Алматы один из самых низких по стране показателей выбросов от стационарных источников. Какой объём вредных выбросов попадает в атмосферу мегаполиса от передвижных источников (автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы, самолёты) сказать сложно.

Государственные чиновники дают разные оценки общему объему вредных выбросов в Алматы. Например, Магзум Мирзагалиев в ноябре 2020 года, тогда ещё занимая пост министра экологии, геологии и природных ресурсов, на заседании правительства заявил, что объём выбросов составляет 144 тысячи тонн. В ноябре 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев на встрече с общественностью сообщил, что ежегодный объём выбросов составляет порядка 125 тысяч тонн. Вполне возможно, что за два года произошло сокращение, однако в отсутствие конкретных источников с прозрачной методологией измерения сложно дать однозначную оценку данным утверждениям.

Большей частью правда: Что же касается ПДК (предельно допустимые концентрации для вредных веществ, которые влияют на здоровье человека), то они для каждого вредного вещества могут отличаться в зависимости от страны и региона. И не по всем из них имеются данные, так что провести всестороннее сравнение не представляется возможным. При этом стоит отметить, что ПДК одного из опаснейших форм загрязнения воздуха — взвешенных частиц PM2.5 — в Казахстане действительно превышают рекомендуемые нормы ВОЗ.

Качество воздуха в Казахстане регулируется различными нормативно-правовыми документами. Значения ПДК загрязняющих веществ установлены в СанПиН РК «Гигиенические нормативы к атмосферному воздуху в городских и сельских населённых пунктах, на территориях промышленных организаций» (№ ҚР ДСМ-70 от 03.08.2022г.).

Так, в Казахстане среднесуточные ПДК в атмосфере NO2 имеют значение 0.04 мг/м3 (или 40 мкг/м3), что значительно выше обновлённых рекомендаций ВОЗ — 25 мкг/м3 (или 0.025 мг/м3). При этом среднесуточное загрязнение воздуха двуокисью серы (SO2) по рекомендациям ВОЗ не должно превышать 40 мкг/м3, в Казахстане этот показатель установлен на значении 50 мкг/м3. Среднесуточные предельно допустимые концентрации взвешенных частиц PM2.5 в Казахстане составляют 35 мкг/м3, тогда как, согласно рекомендациям ВОЗ, норма должна составлять 5 мкг/м3.

Впрочем, на своём сайте Всемирная организация здравоохранения пишет, что: «рекомендации ВОЗ по качеству воздуха не являются юридически обязательным документом, однако они представляют собой научно обоснованный инструмент, которым лица, ответственные за разработку политики, могут руководствоваться при принятии законодательных и прочих нормативных мер, направленных на снижение уровня загрязнения воздуха и уменьшение бремени заболеваний, обусловленных воздействием загрязнения воздуха, во всем мире».  

Бедствие, а не катастрофа

Утверждение: признать в Алматы экологическую катастрофу. Заставь власть слышать твой голос, а не кашель.

Из петиции

Вердикт: Не доказано

Управление ООН по снижению риска бедствий определяет экологическую катастрофу как «серьёзное нарушение функционирования общества в любом масштабе из-за опасных событий… которые ведут к одному или нескольким из следующих последствий: человеческим, материальным, экономическим и экологическим потерям и воздействиям».

Европейская комиссия даёт катастрофе следующую формулировку: «серьезное нарушение функционирования общества, вызывающее широкомасштабные человеческие, материальные или экологические потери, которые превышают способность пострадавшего общества справиться, используя только собственные ресурсы».

Экологическая катастрофа, согласно А.Д. Тимофееву, состояние разрушения или критическое состояние экосистемы, обусловленное также изменением её биогенных констант до такой степени, что это приводит к смене экосистемы: в глобальном смысле — к смене или даже гибели всей экосистемы Земли, в локальном — к исчезновению локальных экосистем, к их существенному и быстрому изменению.

В Казахстане на законодательном уровне нет определения «экологической катастрофе», но Экологический кодекс даёт определение «Экологическому бедствию»:

Экологическое бедствие — экологическая обстановка, возникшая на участке территории, где в результате антропогенной деятельности или естественных природных процессов произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлёкшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экологических систем и (или) ухудшение состояния растительного и животного мира.

В Кодексе также говорится, что «под существенным ухудшением здоровья населения понимается увеличение количества необратимых и не совместимых с жизнью нарушений здоровья, изменений структуры причин смерти и появлений специфических заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды, а также существенное увеличение частоты обратимых нарушений здоровья, связанных с загрязнением окружающей среды».

Если опираться на формулировке выше, то для грязного воздуха в Алматы скорее ближе определение экологического бедствия чем катастрофы. Судя по тому, что концентрация вредных веществ в атмосфере города видна невооружённым глазом, ситуация с экологией действительно серьёзная. Плюс к этому Алматы регулярно попадает в антирейтинги самых грязных городов мира.

Стоит отметить, что экологическое бедствие или экологический кризис могут предшествовать катастрофе. А региональный директор ВОЗ в Юго-Восточной Азии Пунам Хетрапал Сингх в своей авторской колонке высказала мнение, что загрязнение воздуха — это больше чем экологическая катастрофа, одна из самых больших угроз здоровью.

В мае 2021 года «Национальный центр общественного здравоохранения» провёл Круглый стол и, если исходить из темы дискуссии, в Минздраве Казахстана не просто воспринимают всерьёз влияние плохой экологии на здоровье населения, но и по этой причине констатируют увеличение затрат в сфере здравоохранения.

Согласно ВОЗ, загрязнение воздуха может вызывать заболевания, такие как бронхит, астма, пневмония (о том, как сами алматинцы оценивают влияние плохой экологии на своё здоровье можно прочитать здесь, здесь и здесь).

«Каждый год воздействие загрязнения воздуха является причиной преждевременной смерти семи миллионов человек, — говорится в Глобальных рекомендациях ВОЗ по качеству воздуха, опубликованных в сентябре 2021 года. — У детей негативные последствия загрязнения воздуха, в частности, приводят к нарушению развития и функции лёгких, респираторным инфекциям и обострениям астмы. У взрослых наиболее распространёнными причинами преждевременной смерти, обусловленными загрязнением атмосферного воздуха, являются ишемическая болезнь сердца и инсульт, а новые данные также указывают на наличие связи между загрязнением воздуха и другими нарушениями здоровья, такими как диабет и нейродегенеративные заболевания».

Несмотря на то, что ВОЗ официально подтверждает высокий уровень смертности и заболеваемости из-за плохой экологии, доказать документально это практически невозможно: в свидетельствах о смерти и в причинах кашля у алматинцев «отравление смогом» не указывается.

Контекст

Летом 2023 года исполняется 50 лет с того дня, как в Стокгольме прошла Конференция ООН по окружающей среде, с которой началась всемирная забота об экологии.

Factcheck.kz