В чём опасность сексуальной объективации?

«Секс продаёт». Следуя этой неоднозначной, но неизменно популярной идее, маркетологи используют сексуализированные женские образы в рекламе абсолютно любых товаров и услуг, от бургеров до шиномонтажа, а режиссёры и разработчики компьютерных игр часто «раздевают» своих героинь. Редакция Factcheck.kz объясняет, почему это плохо и каковы последствия.

Объективация или опредмечивание — это восприятие человека в качестве объекта для выполнения функций, а не в качестве полноценной личности. Объективировать кого-то значит сводить всю сложную индивидуальность человека до инструмента достижения каких-либо целей, не беря в расчёт права, свободы, желания и чувства этого человека.

Говоря о сексуальной объективации, как правило, имеют в виду процесс опредмечивания женщин, сведение их к картинке, к абстрактному образу, искусственно наделённому рядом характеристик, отвечающих интересам мужчин, в частности сексуальному удовлетворению. На сексуальной объективации в её крайней форме традиционно держатся порнография, стриптиз и проституция — сферы, где женское тело буквально является объектом потребления и торговли.

Однако многие женщины каждый день сталкиваются с бытовой формой сексуальной объективации — неуместные комментарии по поводу внешности, сальные «комплименты» и чрезмерная сексуализация женщин в медиа и популярной культуре. Использование женского тела для привлечения внимания целевой аудитории (в подавляющем большинстве — мужской) в кино, рекламе и компьютерных играх давно стало настолько привычным, что попытки привлечь общественное внимание к этой проблеме вызывают у многих недоумение.

  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?

Однако дело не только в том, что сексуальная объективация унизительна для женщин — её вред гораздо более осязаем. Представление о женщине как об объекте, который может быть подчинён, как о ресурсе для развлечения, ведёт к дегуманизации женщин, повышает в обществе терпимость к сексуализированному насилию и оправдывает виктимблейминг.

Негативные последствия сексуальной объективации женщин

Мужчины смотрят на женщин, женщины наблюдают за тем, как на них смотрят мужчины. Это определяет характер взаимоотношений женщин не только с мужчинами, но и друг с другом.

Джон Бергер, художник и критик

Женские тела и внешность объективируются в угоду мужскому взгляду, но, так как мы все живём в общем информационном пространстве, сексуальная объективация также негативно сказывается на том, как женщины воспринимают сами себя. Самообъективация — чрезвычайно распространенный феномен, когда женщины принимают сексистские нарративы и начинают оценивать свою значимость исключительно через то, насколько привлекательными их считают другие.

В результате женщины с раннего подросткового возраста стремятся соответствовать условным, часто недостижимым для большинства, стандартам внешности. Постоянная самокритика и чувство стыда за своё неидеальное тело отрицательно сказываются на психологическом состоянии, самооценке и физическом здоровье: депрессия и расстройства пищевого поведения — постоянные спутники самообъективации. 


Ещё одно негативное последствие объективации заключается в том, что сексуализированные женщины воспринимаются как менее компетентные. Более того, исследование психологов из Университета Cуррей и Миланского университета Бикокка, опубликованное в научном журнале Sex roles, показало, что компетентность женщин и мужчин оценивается по-разному даже когда они одинаково сексуализированы.

В ходе эксперимента испытуемые оценивали три типа изображений женщин и мужчин: в нейтральных позах и полностью одетых, в нейтральных позах и в белье/купальниках (плавках), в эротичных позах и в белье/купальниках (плавках). В результате мужчины оценивались всё менее компетентными по мере того, как изображения становились более сексуализированными. При этом женщины одинаково оценивались как некомпетентные на фото последних двух типов. 

Самообъективация негативно влияет не только на то, как женщины и девушки воспринимают собственные умственные способности, но и на их успехи в решении задач. Например, в рамках американского исследования, опубликованного в научном журнале Journal of Personality and Social Psychology, провели эксперимент, в котором 40 мужчин и 42 женщины разделили на две группы и попросили выполнить математический тест. Одна группа была одета в свитера, а другая — в купальники или плавки. Целью было проверить, насколько критическое восприятие собственного тела сказывается на способности решать задачи

В результате женщины, которым выпало решать задачи в купальниках, справились с заданиями хуже, чем те, кого попросили надеть свитера. А вот результаты обеих групп мужчин мало отличались друг от друга. Исследователи предположили, что разница в результатах обусловлена тем, что участницы в купальниках чувствовали больше стеснения, и их всё время отвлекали мысли о том, как они выглядят со стороны. 

Другие исследования того, как объективация влияет на женщин, показали ещё более тревожные последствия. Статья итальянских учёных в журнале TPM-Testing, Psychometrics, Methodology in Applied Psychology заключает, что и мужчины, и женщины воспринимают объективируемых женщин как более эмоционально холодных, лишённых морали, человечности и одновременно собственной воли. В конечном итоге такое восприятие приводит к дегуманизации женщин и отношению к ним как к предметам, которыми можно распоряжаться по своему усмотрению.

Мужчины, которые видят женщин как предмет удовлетворения собственных желаний, склонны оправдывать физическое и психологическое насилие над партнёрами, а также чаще совершают сексуализированные преступления. При этом в обществе в целом сексуальная объективация и последующее расчеловечивание женщин приводят к виктимблеймингу и оправданию насилия над ними.

Сексуальность и сексуализация

По мере проникновения женской эмансипации во все сферы общественной жизни, женщины получили большую свободу выбора, в том числе того, как им выглядеть и во что одеваться. Табу на выражение женщинами собственной сексуальности также в значительной степени смягчились. Одновременно с этим сексуализация, а вместе с ней и сексуальная объективация, также стали более приемлемыми в обществе. Однако разница между сексуальностью и сексуализацией огромна.

Сексуальность — это внутреннее переживание и основанное на нём поведение, в рамках которого каждый человек самостоятельно решает каким образом проявлять себя. 

Сексуализация — внешний процесс, когда людей определяют как сексуальные объекты, вне зависимости от их собственных переживаний и намерений. Сексуализация направлена на реализацию представлений и желаний одного только смотрящего и не связана напрямую с тем, что делает или как выглядит объект сексуализации. Женщина может кормить ребёнка грудью, молча идти по городу, стоять в очереди в закусочной, быть одетой в спортивный костюм, футболку и джинсы или в соответствии с требованиями ислама — в любой ситуации существует вероятность услышать непристойные предложения, комментарии или свист вслед.

Существует мнение, что взаимная сексуализация и объективация — неотъемлемые части романтических отношений, без которых сексуальное влечение просто не существует. Согласно этой точке зрения, партнёрам важно чувствовать себя объектами желания друг друга, привлекательными не только как личности, но и внешне. Однако исследования динамики в гетеросексуальных парах показывают обратную связь между сексуальной объективацией женщин в отношениях и уровнем сексуального удовлетворения и удовлетворенностью отношениями как у женщин, так и у мужчин.

Проблема мнения о важности объективации для романтических отношений в том, что его приверженцы путают понятия, упуская самый важный элемент — взаимность. Американская ассоциация психологов в своем докладе чётко разграничивает сексуальность и сексуализацию. Проявление здоровой сексуальности в отношениях по определению взаимно. Для партнёров абсолютно естественно восхищаться телом и внешностью друг друга, при условии, что это восхищение основано на обоюдном интересе к личности партнёра, согласии и взаимоуважении.

Граница между проявлением сексуальности и сексуальной объективацией в медиа тоже не так очевидна, ведь дело не в количестве одежды или поведении женщин на экране, а в контексте. 

Сексуальность также как объективация может быть направлена на привлечение внимания, но только как один из элементов проявления личности. И, в отличие от объективации, сексуальность служит целям и интересам тех, кто её проявляет. Это верно и для реальной жизни, и для персонажей популярной культуры. Когда речь заходит о представлении женских и мужских персонажей в кино и видео играх, бывает сложно отличить оправданную сюжетом сексуальность персонажа от фансервиса и откровенной сексуализации. 

Чтобы проиллюстрировать разницу возьмём два образа из кинематографа: принцессу Лею из оригинальной трилогии «Звездных войн» и Ирэн Адлер из сериала «Шерлок» от ВВС. Обе героини в определенный момент сюжета показаны (практически) без одежды, однако контекст заставляет воспринимать наготу совершенно по-разному.

В последнем фильме оригинальной трилогии, оказавшись в плену у бандита Джаббы Хатта, Лея, в исполнении Керри Фишер, предстаёт перед зрителями в костюме рабыни — в цепях и золотом бикини. Позднее режиссёр Джордж Лукас признался, что выбрал такой откровенный наряд для своей героини, чтобы “растормошить зрителей и показать женскую притягательность Леи”. Но и без комментария создателя очевидно, что эта сцена — яркий пример сексуальной объективации персонажа. Первое, Лея не сама выбирает это облачение, нагота здесь — символ беззащитности и подчинения, и кажется, что это решение оправдано сюжетом. Однако ту же идею можно было воплотить и без столь откровенной сексуализации: изначально костюм рабыни должен был состоять из 23 метров струящейся ткани и от него отказались только из-за технических сложностей.

Второе, мы не можем сказать, что золотое бикини каким-то образом дополнительно раскрывает характер персонажа, скорее оно резко контрастирует с образом Леи, который зрители наблюдали в первых двух частях — самодостаточной, волевой и независимой предводительницы гражданского сопротивления.

Я даже не думал, что это будет в фильме. Она же принцесса! Какого чёрта она разгуливает в бикини?

Харрисон Форд, исполнитель роли Хана Соло о золотом бикини принцессы Леи

Но, несмотря на это несоответствие, а также тот факт, что общее экранное время Леи в бикини длится ровно 150 секунд, из-за ажиотажа среди зрителей-мужчин, откровенный костюм стал неотъемлемой частью образа Леи в популярной культуре.

В чём опасность сексуальной объективации?
Результат поискового запроса демонстрирует, какой именно костюм ассоциируется у зрителей с образом принцессы Леи.

И совсем иначе выглядит сцена с обнаженной Ирэн Адлер в исполнении Лары Пулвер. Здесь нагота героини — её личный выбор, она сознательно решает предстать перед Шерлоком Холмсом одетой только в туфли на высоком каблуке. Для Ирэн отсутствие одежды — проявление её уверенности в себе и инструмент достижения цели, из-за чего нагота транслируется не как слабость и уязвимость, а как сила. В сцене знакомства с Холмсом именно Ирэн находится в сильной позиции, тогда как Шерлок сбит с толку и растерян. С точки зрения развития сюжета и раскрытия персонажа нагота также оправдана, ведь сексуальность как оружие — характерная черта персонажа Ирэн Адлер.

Но мужчины тоже…

  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?
  • В чём опасность сексуальной объективации?

Безусловно мужчины также подвергаются сексуальной объективации. Однако масштабы этого явления, а также его негативное влияние на благополучие мужчин несравнимо меньше, чем для женщин. Даже несмотря на то, что сексуализированные изображения мужского тела всё чаще появляются в общественном пространстве, это не систематическое явление, и оно не приводит к увеличению неравенства и насилия в отношении мужчин.

Даже будучи сексуализированными, мужчины, в отличие от женщин, остаются в позиции силы, они изображаются физически крепкими и утрированно мужественными. Тогда как сексуализированные женщины предстают беззащитными и покорными. Сексуализированные изображения мужских персонажей в кино и компьютерных играх также могут быть избыточными для сюжета, однако сами персонажи при этом занимают центральное место в истории, а контекст будет скорее нейтральным или демонстрировать доминирующее положение героя.

Подводя итог, отметим, что любая форма объективации в отношении людей любого пола и гендера — неприемлема и заслуживает осуждения.

Данный материал подготовлен в рамках проекта «Повышение осведомленности казахстанской аудитории о важности гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и девочек в Казахстане», реализуемого Международным центром журналистики MediaNet при поддержке Канадского фонда местных инициатив (CFLI).

лингвистка, фактчекерка

Factcheck.kz