Визуал, аудиал или кинестетик: работает ли модель обучения VARK?

Так называемые «модели обучения» являются популярным концептом в образовательном пространстве. Согласно одной из самых известных моделей — VARK (англ — Visual, Auditory, Read/write, Kinesthetic) — существуют 4 стиля обучения: аудиальный, кинестетический, визуальный-символический и текстовый/письменный. Один или несколько из этих стилей являются предпочтительными для каждого человека.

Люди с визуальным типом обучения предпочитают карты, диаграммы, графики, схемы, брошюры, блок-схемы, помечать информацию маркерами, разные цвета, картинки используют стрелки, интеллект-карты и т.д. «Аудиальные» учащиеся любят объяснять новые идеи другим, обсуждать изученное с другими учениками и учителями, использовать диктофон, посещать лекции и дискуссионные группы, а также применять сторителлинг и юмор в обучении. Те, кто лучше усваивают информацию через чтение и письмо, предпочитают делать заметки, составлять списки, писать эссе и отчеты, читать учебники, печатные раздаточные материалы и инструкции. «Кинестетики» любят экскурсии, метод проб и ошибок, предпочитают практические подходы и опыт, с удовольствием работают в лаборатории, обожают работу по рецептам и решение кейсов, используют свои органы чувств и обращаются к примерам для решения задач. 

Визуал, аудиал или кинестетик: работает ли модель обучения VARK?
Источник: Number Works n’ Words

Согласно авторам модели обучения VARK, применяя подходящий конкретному человеку стиль, учащийся может достичь бóльших академических успехов.

Модель VARK невероятно популярна как среди преподавателей, так и среди учащихся. Основываясь на ней пишут научные и научно-популярные статьи, делают обучающие видео. Тест на определение стиля обучения проводят среди учащихся всех уровней: от детских садов до вузов. По данным опроса, проведенного среди более 300 преподавателей английского в 2015-2016 годах, 90% респондентов считали модель VARK эффективным инструментом. А тест на определение доминирующего типа обучения ежедневно проходят тысячи людей по всему миру.

Редакция Factcheck.kz решила проверить так ли эффективны стили обучения по VARK.

Вердикт: Не доказано

Модель обучения VARK, несмотря на свою популярность, не имеет надёжного научного обоснования. Многочисленные исследования, проведённые в разных странах и на разных группах испытуемых, не выявили статистически значимой связи между предполагаемым стилем обучения и успеваемостью. Непроходящая популярность этой и других подобных моделей стилей обучения может заключаться в эффекте субъективного подтверждения, желании учащихся обладать уникальными качествами и стремлении получить на этом основании индивидуальный подход.

Одна среди многих

Концепция стилей обучений не нова. В своём обзорном исследовании учёные из университетов Великобритании собрали неисчерпывающую подборку из более 70 различных теорий и моделей по стилям обучения. Самая ранняя из них датируется 1909 годом. Но настоящий бум моделей обучения пришелся на 70-е и 80-е годы. Вероятно, не в последнюю очередь это связано с возникновением подхода нейро-лингвистического программирования (НЛП) в 1975 году. Основной принцип НЛП заключается в связи между неврологическими процессами, языком и паттернами поведения, а также возможности влиять на них специальными техниками для достижения желаемых целей.

В рамках этого подхода американский профессор Уолтер Барб с коллегами создал модель обучения VAK (Visual, Auditory, Kinesthetic) в 1979 году. Барб отмечал, что стили обучения, которые подходят учащимся, и которые они предпочитают могут не совпадать, но эффективным для успешной учёбы будет только подходящий стиль.

Создание VARK

Главный создатель модели стилей обучения VARK — Нил Флеминг, новозеландский педагог-теоретик. Идея создания модели пришла к нему во время работы инспектором в системе образования Новой Зеландии. В своей статье он делится: «Меня удивило, что некоторые отличные учителя не могли достучаться до определённых учеников, в то время как другие, менее опытные учителя, достигали успеха». За основу Флеминг взял модель Барба, разделив визуальный тип на текстовый (Reading/writing) и символический (Visual). Также педагог опирался на разработки в сфере НЛП, свои наблюдения и беседы с учениками и учителями.

Согласно теории Флеминга, учащиеся могут иметь более одного ведущего стиля обучения. В одной из статей он приводил следующую статистику онлайн тестирований: 41% тех, кто проходил тест, имеют один ведущий стиль обучения; 27% — два стиля; 9% — 3 стиля и целых 21% тестируемых обладают фокусом во всех четырех стилях. Склонность к более чем одному стилю Флеминг с коллегами называют мультимодальностью.

Мне кажется, что наши предпочтения являются частью того, кто мы есть. Они определяют наше отношение ко многим вещам. У нас часто есть довольно сильные предпочтения в отношении машин, цветов, еды и партнёров. Так почему бы не рассмотреть наши предпочтения относительно способов обучения?

Нил Флеминг

В своей статье Нил Флеминг приводит основные принципы своей модели:

  • Предпочитаемые стили влияют на поведение людей, включая обучение.
  • Стили обучения не фиксированы, но они стабильны в среднесрочной перспективе.
  • И ученики, и учителя могут надёжно определить и привести примеры использования предпочитаемого стиля в обучении и преподавании. 
  • Предпочтения можно сопоставить со стратегиями обучения. Существуют стратегии обучения, которые лучше соответствуют некоторым стилям, чем другие. Использование ваших самых слабых стилей для обучения бесполезно; как и использование предпочитаемых стилей других учеников.
  • Информация, доступ к которой осуществляется с использованием стратегий, которые соответствуют предпочитаемым стилям ученика, с большей вероятностью будет понята и мотивирована. 
  • Использование стратегий обучения, которые соответствуют вашему стилю обучения, также, вероятно, даст импульс для более упорной учёбы, более глубокого подхода к обучению, активного и эффективного метапознания.
  • Знание о своем стиле обучения и действие в соответствии с ним — это важное условие для улучшения процесса обучения.

Как видно из этих принципов, использовать VARK могут не только учащиеся, но и педагоги, для того чтобы выбрать стиль преподавания, максимально подходящий для своей аудитории. Так называемая «гипотеза сцепки» (англ — meshing hypothesis) гласит, что наибольшей эффективности в образовании можно достигнуть, только если стиль обучения учеников и стиль преподавания учителя совпадает.

Стоит отметить, что в своей же статье Нил Флеминг пишет: «Иногда мне кажется, что студенты и преподаватели верят в VARK больше, чем это того требует». Он объясняет, что тест может определить способ обучения, который вам нравится, а не то в чём вы хороши: «VARK расскажет вам о том, как вам нравится общаться. Это ничего не говорит вам о качестве этого общения». При этом там же Флеминг приводит данные о том, что только чуть больше 58% прошедших онлайн тест на определение стиля обучения согласны с полученными результатами.

Исследования эффективности VARK

В обзорной работе, опубликованной в 2008 году, группа учёных-когнитивистов провела оценку исследования стилей обучения. Хотя сам Нил Флеминг считал, что успешность обучения очень трудно измерить, авторы работы полагают, что для этого достаточно простого эксперимента. Для доказательства эффективности модели VARK нужно взять учащихся с различными стилями обучения, затем случайным образом распределить их по группам и каждой группе предоставить учителя с одним конкретным стилем преподавания. По завершении курса обучения ученики получают один общий для всех тест. Те ученики, чьи стили обучения совпадали со стилем преподавания учителей, должны были бы получить наивысшие баллы, а ученики со стилями отличным от стиля преподавания — низшие. Исследователи отмечают, что экспериментов с такой методологией очень мало, а результаты этих немногих исследований скорее доказывают, что не существует положительной связи между стилями обучения, стилями преподавания и академическими успехами учеников.

Так в 2006 подобный эксперимент был проведён департаментом психологии Калифорнийского университета. В первой части исследования участвовали 52 студента, во втором — 61 взрослый, без высшего образования. Сначала участники прошли когнитивные тесты и тест на определение стиля обучения — визуальный или текстовый. Затем испытуемые были случайным образом разделены на две группы. Одна группа получала информацию со справочными данными в виде картинок и графиков, другая — в виде текстовых определений. В третьей части эксперимента одна группа получала информацию с дополнительной опорой и на изображения, и на текст, а вторая группа не получала никакой справочной информации. Результаты участников с разными стилями обучения не имели существенных различий, независимо от того, получали ли они информацию с опорой на изображения или текст. 

В 2014 учёные из трех американских университетов провели эксперименты с участием взрослых учащихся колледжа. В первом эксперименте испытуемые прошли тест на определение стиля обучения — аудиального или текстового — и были разделены на две группы в соответствии с их стилями. Затем участников протестировали на понимание аудио или текстового материала. Разница в результатах между группами оказалась минимальной. Во второй части эксперимента участников распределили по двум группам случайным образом. Одной группе дали отрывок из книги в формате аудио, а другой — этот же отрывок, но в формате текста. После того, как участники ознакомились с материалом, их попросили ответить на вопросы о тексте. Такой же опросник участники заполнили 2 недели спустя. И опять, результаты тех, чей стиль обучения совпал с формой изучаемого материала статистически не отличались от остальных участников.

В обзорной статье Джошуа Куэвос из Университета Северной Джорджии продолжает работу, начатую его коллегами и рассматривает исследования моделей стилей обучения проведенные с 2009 по 2015 год. Изучив множество статей сторонников моделей обучения, Куэвос отмечает, что во всех этих работах достаточно слабая методология. В то время как, исследования с сильной доказательной базой не обнаружили связи между стилями обучения и академическими успехами учащихся. Автор считает гипотеза о стилях обучения была опровергнута эмпирическими исследованиями до такой степени, что применение этого метода на практике может считаться «безответственным» со стороны разработчиков педагогических программ и государственных деятелей.

В 2018 году ученые Полли Хасманн и Валери Дин О’Локлин из Медицинской школы Университета Индианы провели эксперимент с участием 426 студентов, изучающих анатомию. В начале семестра студенты прошли тест на определение стиля обучения и заполнили опросник о том, какие стратегии используют в учебе на самом деле. Как выяснилось, результаты по стилям обучения не совпали с предпочитаемыми стратегиями у большинства участников. Затем студентов попросили изучить рекомендации по способам обучения для их конкретного стиля на официальном сайте VARK и следовать этим рекомендациям в течение семестра. В конце семестра учёные измерили успеваемость студентов и их приверженность приписанным стратегиям обучения. Как выяснилось, 67% испытуемых не смогли придерживаться рекомендаций для своего стиля обучения по VARK. Однако по сравнению с ними студенты, следовавшие рекомендациям, не показали никакого преимущества в оценках. 

Действительно значимыми для успеваемости оказались отдельные стратегии обучения, например, практика работы с электронным микроскопом или использование конспектов лекций. 

Педагогам и студентам не следует продвигать концепцию стилей обучения для учёбы и в методике преподавания. Надо раз и навсегда покончить с подходом: «Я не могу изучать предмет X, потому что я визуал».

Полли Хасманн и Валери Дин О’Локлин

Британское психологическое общество считает концепцию моделей стилей обучения одним из самых распространённых мифов в психологии. По результатам их исследования, проведенном в 2021 году с участием 15 000 педагогов со всего мира, 89.1% учителей верят в эффективность стилей обучения.

Доля пользы

Хотя специалисты в области образования не признают эффективность VARK и других моделей стилей обучения, некоторые педагоги все же считают, что VARK небесполезен. Маршал Уокер Ли, руководитель отдела образования компании Atlassian, считает, что, если учащиеся верят в то, что стили обучения работают, применение соответствующих стратегий может служить мотиватором. Если человеку приятнее и проще получать информацию в каком-то конкретном формате, это усиливает удовольствие от учебного процесса в целом.

Специалисты также не отрицают (1, 2), что использование разнообразных мультимедийных материалов на занятиях не только повышает интерес и мотивацию учащихся, но и приводит к лучшим результатам. Однако этот эффект актуален для всех студентов, вне зависимости от того, какой стиль обучения им определил тест.

Почему модели стилей обучения всё ещё популярны?

Существует три глобальные причины, объясняющие неугасающую популярность моделей обучения в целом и VARK в частности.

Первая причина заключается в отношении учащихся. Студенты хотят почувствовать свою уникальность в стандартизированных условиях обучения. Также люди могут положительно относиться к тестам на определение стилей обучения, так как они создают впечатление индивидуального подхода со стороны преподавателя. Подкреплять веру в стили обучения может так называемый эффект Барнума или иначе — эффект субъективного подтверждения. Суть этого психологического феномена в том, что общие характеристики, приписываемые человеку, воспринимаются как верные для него, даже если утверждения являются настолько обобщенными, что их можно применить практически к любому человеку. 

Вторая причина популярности моделей обучения — бизнес. Существуют мощные коммерческие интересы в сохранении и продвижении идеи стилей обучения и «гипотезы сцепки», ведь образовательные учреждения платят большие деньги за инструменты оценки стиля обучения, тренинг преподавателей и методические материалы.

Отсюда вытекает и третья причина — преподаватели. Компании, продвигающие стили обучения в сфере образования активно проводят тренинги преподавателей, некоторые учреждения даже включают курсы по стилям обучения в свои программы сертификации педагогов. Таким образом поколения учителей работают в парадигме эффективности моделей обучения. И благодаря эффекту иллюзии правды, не подтвержденная наукой концепция закрепляется в преподавательской среде как истинная.

Такая приверженность стилям обучения со стороны педагогов беспокоит специалистов в сфере образования, так как школы и сами преподаватели тратят и без того ограниченные ресурсы на работу с неэффективной концепцией. В результате страдает не только бюджет, но и успеваемость учащихся, так как более действенные методы обучения отбрасываются в угоду VARK и подобным моделям.

Тогда какие методы подходят?

Одной из потенциальных альтернатив классическим моделям стилей обучения может стать мультимодальный способ который объединяет все стили обучения VARK. Этот способ подразумевает опору на различные типы восприятия: при объяснении можно увидеть картинку, прослушать информацию и прочесть её, так же как мы делаем, смотря ролики в социальных сетях. 

Работа, опубликованная в Journal of Education Technology в 2023 году, анализирует, как мультимодальное обучение может улучшить навыки чтения у учеников. Исследование проводилось с участием 210 студентов и девяти учителей, и результаты показали, что мультимодальный подход эффективен для повышения аналитических навыков учащихся в разных контекстах.

Материал подготовлен стажёркой Factcheck.kz Дарией Зулфухаркызы и Мариям Оспановой

Фактчек в Казахстане и Центральной Азии. Первый центральноазиатский фактчекинговый ресурс. Открыт в мае 2017 года. Член Международной сети фактчекинговых организаций (IFCN)

Factcheck.kz