В первой половине июня в казахстанских СМИ и пабликах в социальных сетях появились сообщения о том, что депутаты парламента предлагают сделать дождевую воду платной (1, 2, 3, 4, 5). В частности, в Сети завирусилось видео с депутатом Павлом Казанцевым, где он говорит о необходимости установления подобного тарифа.
Мировая практика уже говорит, что дождевую воду можно замерять, её можно оцифровывать, её нужно сберегать, очищать и использовать. Та конфигурация, которая к нам зашла с правительственной редакцией, где дождевую воду предлагали, чтобы местные исполнительные органы сразу устанавливали на неё тариф. Но если мы не знаем, как её собирать, как её учитывать, если мы не знаем, как относиться к её чистоте, с кого брать плату за дождевую воду? Хотя вопрос резонный — она должна с кого-то всё-таки браться.
Павел Казанцев
Пользователи казнета шутят, сравнивая новую инициативу с «налогом на дождь» принца Лимона из книги «Чиполлино» (1, 2, 3). В роликах отмечают, что за природное явление никто не обязан платить.
Редакция Factcheck.kz выясняет, правда ли к расходам казахстанцев может добавиться необычная строка.
Вердикт: Полуправда
В ст.23 п.6 и ст.24 п.14 проекта Водного кодекса РК указано, что тариф устанавливается на услугу по отведению и очистке вод, а не на саму воду. Тариф, согласно ст.88 п.3, будет оплачиваться юридическими лицами и физическими лицами, осуществляющими частное предпринимательство без регистрации юрлиц.
Несмотря на то, что депутаты утверждают об отсутствии дополнительной финансовой нагрузки для остальных казахстанцев, на наш взгляд, на данном этапе невозможно это гарантировать. Важно, что Кодекс находится на этапе обсуждения в рабочей группе, поэтому в дальнейшем может меняться, а, следовательно, и наше заключение.
В подробностях
В предложенном варианте Водного кодекса действительно появился термин «дождевые воды», однако он не существует отдельно, а вошёл в понятие «сточные воды». В новом документе представлена обновлённая дефиниция термина.
Сточные воды — воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека или на загрязненной территории:
- использованные на производственные или бытовые нужды и получившие при этом дополнительные примеси загрязняющих веществ, изменившие их первоначальный состав или физические свойства;
- дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, стекающие с территорий населенных пунктов и промышленных предприятий;
- подземные воды, попутно забранные при проведении операций по недропользованию (карьерные, шахтные, рудничные воды, пластовые воды, забранные попутно с углеводородами).
Тариф на услуги по отведению и очистке ресурсов, перечисленных во 2-м пункте, предложено устанавливать местным представительным и исполнительным органам. При этом к мероприятиям относятся: сбор, транспортировка и очистка сточных и дренажных вод.
Граждан же волнует сценарий, при котором им придётся оплачивать тариф.
В первую очередь отметим, что воодоотведение давно входит в коммунальные платежи.
Водоотведение — это совокупность мероприятий, обеспечивающих сбор, транспортировку, очистку и отведение сточных вод через системы водоотведения в водные объекты и (или) на рельефы местности.
Однако раньше определение «сточных вод» было другим:
«Сточные воды» — воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека или на загрязненной территории, сбрасываемые в естественные или искусственные водные объекты или на рельеф местности.
Относительно оплаты водоотведения дождевых, талых и других вод из пункта 2, в проекте Водного кодекса речь идёт только о юридических и физических лицах, осуществляющих частное предпринимательство без образования юридического лица.
Юридические и физические лица, осуществляющие частное предпринимательство без образования юридического лица, отводящие дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, стекающие с территорий населенных пунктов и промышленных предприятий посредством системы ливневой канализации, оплачивают организациям по водоотведению услуги по отводу дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод посредством системы ливневой канализации через сети ливневой (дренажной) канализации населенных пунктов.
Ст.88 п.3 проекта Водного кодекса РК
Как видим, в Кодексе нет ничего об обычных физических лицах, однако мы решили уточнить, не смогут ли юридические лица стать посредниками между населением и организациями, предоставляющими услуги по водоотведению, взимая оплату с обычных физических лиц. В Мажилисе на запрос редакции Factcheck.kz ответили, что, учитывая предыдущие нормы, говорить о дополнительной финансовой нагрузке для граждан некорректно.
cl24061704684916За дополнительными разъяснениями в Мажилисе нам рекомендовали обратиться в Комитет по делам строительства и жилищного-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства РК. Там нам подтвердили, что пока в качестве абонентов рассматриваются только юридические лица. Относительно владельцев частных домов нововведение будет иметь силу только в случае использования частного дома в коммерческих целях. На сегодняшний день ответственность рядовых граждан за отведение ливневых вод не предусмотрена, как и тариф.
dozhdevaya-voda_otvetНесмотря на заверения депутатов, мы считаем важным отметить, что пока невозможно гарантировать отсутствие платежа за отведение и очистку дождевой воды в виде косвенного налога. Проект Кодекса находится на этапе обсуждения и вполне возможно, что он будет подвергаться изменениям.
Мировой опыт
В случае с новшествами в Водном кодексе, как и во многих других, депутаты ссылаются на мировой опыт. Проблема рационального использования воды действительно стоит остро, и многие страны предпринимают усилия по её решению. В частности, применяется и плата за обработку природных осадков. Самый известный пример — Германия и её Niederschlagswassergebühr.
Коммунальный взнос платят как компании, так и владельцы недвижимости. Стоимость рассчитывается по квадратуре «герметичной площади». К ним относятся крыши, веранды, беседки, асфальтированная придомовая территория и другие участки, покрытие которых не позволяет воде впитываться в землю. Вырученные средства Германия тратит на совершенствование ливневых систем и коммунальные службы. Но основная цель всё же не сбор денег, а мотивация к бережному и экономному обращению с ресурсами. Важно, что у граждан есть возможность сократить свои расходы на ливнёвые системы разнообразными способами:
- использовать водопроницаемые покрытия (например, отказаться от асфальта в пользу газона);
- поставить в местах с герметичным покрытием специальные цистерны для сбора воды;
- выкопать глубокие канавы, чтобы в них стекала накопленная вода– воспользоваться технологией «зелёных крыш» и облагородить крышу растениями.

Интересно, что в Канаде ровно такая же инициатива спровоцировала столь сильную критику, что обсуждения «rain tax» (дождевого налога) были отложены.
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.