Правда ли, что авторы фильма «20 дней в Мариуполе» украли кадр из короткометражки о Донецке?

18 марта в социальных сетях и СМИ распространилось сообщение о том, что авторы документального фильма «20 дней в Мариуполе», получившего кинопремию «Оскар», якобы использовали кадр из короткометражного фильма «Игрушки» восьмилетней давности о страдающих детях Донбасса, выдав его за съёмку Мариуполя. В частности, речь идёт о снимке детской куртки, висящей на ветке дерева.

Предположительно, первым об этом сообщил немногочисленный патриотический паблик «Школьник-националист. Сын Листовского полка».

Правда ли, что авторы фильма «20 дней в Мариуполе» украли кадр из короткометражки о Донецке?
Скриншот публикации в Telegram

Затем публикациями с обвинениями в «краже», «плагиате» и «изменении смысловой начинки» поделились более крупные Telegram-каналы «историк-алкоголик», издание Readovka (которые уточнили, что «Игрушки» — документальный фильм), а позже другие паблики в социальных сетях, пользователи блог-платформ и СМИ (1, 2, 3, 4, 5, 6).

Редакция Factcheck.kz проверяет, правдива ли эта новость.

Вердикт: Ложь

  1. Короткометражного документального фильма под названием «Игрушки», как выяснилось, не существует. Вместо него авторы ссылаются на одноимённый музыкальный клип Артёма Гришанова 2015 года, которое собрано из неоригинальных футажей.
  2. Обсуждаемый кадр с детской курточкой на дереве появился 15 ноября 2014 года в библиотеке информационного агентства Associated Press (AP) и был снят в Горловке, а не Донецке. Чернов в конце своего фильма упоминает источники, из которых позаимствовал некоторые материалы, в том числе AP. Поэтому ни о каком «плагиате» речи быть не может. Более того, сам фильм был создан совместно с Associated Press, а Чернов долгое время сотрудничает с агентством, предоставляя ему свои работы.
  3. Кадр из Горловки в фильме не выдаётся за кадр из Мариуполя — он возникает в сегменте фильма, где автор делится собственными мыслями на фоне сменяющихся роликов, сделанных в разные годы конфликта.

Информация также была проверена фактчекерами из «Проверено», которые пришли к аналогичному выводу.

В подробностях

Артём Гришанов — малоизвестный российский музыкант, который, среди прочего, выпустил ряд песен на патриотическую тематику, такие как «Враг у ворот», «Защитники отечества», «Мир спас русский солдат», «Из России с любовью» и т.д. В основном, именно они привлекают просмотры на YouTube-канале исполнителя.

Видеоролик на песню «Игрушки», которую автор перевёл на английский как Toys for Poroshenko (рус — «Игрушки для Порошенко») была опубликована 22 сентября 2015 года. В нём действительно встречается тот самый кадр с детской курткой (на отметке 4:29), который можно увидеть и в фильме «20 дней в Мариуполе» (на отметке 1:15:56).

Однако, на самом деле, автором кадра является не Гришанов. Более того, судя по этому и другим клипам, музыкант использует большое количество позаимствованных видео для своих роликов, не заморачиваясь упоминанием первоисточников.

Оригинальный кадр мы нашли в библиотеке международного информационного агентства Associated Press. Видео выложено в сеть 15 ноября 2014 года, что на год раньше, чем клип Гришанова.

Ролик продолжительностью 3 минуты 24 секунды показывает последствия обстрела города Горлiвка (Горловка) на востоке Украины, а не Донецка, как утверждают авторы проверяемых сообщений. Кадр с курткой можно увидеть на отметке 0:18.

Известно, что Чернов работал над «20 дней в Мариуполе» совместно с АР и Frontline PBS, поэтому у него определённо был доступ к оригинальным кадрам 2014 года. Более того, Чернов был среди фотографов AP, которые запечатлели разрушения Горловки 15 ноября 2014 года.

На видео Associated Press на отметке 1:53 показана комната полуразрушенного дома, где находится один мужчина и входит другой. Привлекает внимание в этом кадре люстра по центру и темно-коричневая дверь на заднем плане. На странице с фотографиями Чернова для AP можно найти фото той самой комнаты, сделанное в то же время. На нём мы видим одного из мужчин, который на этот раз стоит у входа и те же самые люстру и дверь на заднем плане. Все остальные вещи также лежат практически одинаково.

Утверждение о том, что кадр из другого города выдаётся Черновым за Мариуполь — также ложно. В фильме во временном промежутке между 1:15:36 и 1:16:30 основное повествование прерывают мысли автора, которые сопровождаются кадрами, снятыми в разное время. Так, например, можно увидеть эпизод с плачущими людьми. Видео с этим фрагментом также есть в базе Associated Press — оно было сделано 7 ноября 2014 года на похоронах двух подростков в г. Донецк. Чернов там также присутствовал.

Другой кадр в подборке показывал двух женщин и девочку, обнимающихся друг с другом. Такое видео также есть в библиотеке AP. Оно было снято 6 апреля 2022 года в Буче. Эпизод под вопросом показывает двух сестёр, которые вынуждены были в течение 35 дней скрываться в подвалах со своими детьми, чтобы выжить, и на момент встречи не видели друг друга 42 дня.

Очевидно, что отрывки, включая кадр с детской курткой на ветках, не были взяты для того, чтобы преподнести их как съёмку из Мариуполя. В документальном фильме они служат конкретной цели — обеспечить визуальный ряд для сегмента, в котором автор высказывает свои мысли.

Журналист, сценарист. Изучала политическую журналистику.

Factcheck.kz