Инфографика о доле представителей ЛГБТ среди взрослых в США — правда или фейк?

В Сети вот уже несколько месяцев распространяется инфографика, отражающая количество жителей США, идентифицирующих себя как ЛГБТ. Она публиковалась в Telegram здесь (архив), здесь (архив), в LiveJournal здесь (архив), на сайте Pikabu.ru (здесь, архив) и других социальных сетях.

«На данный момент 7,2% взрослого населения США идентифицирует себя как ЛГБТ. Причем среди самого младшего поколения — “Gen Z”, этот показатель (19,7%) значительно превышает все предыдущие: чем больше лгбт пропаганды в обществе, тем больше “нетрадициональных людей”. Если сделать прогнозную модель, то в следующем поколении % лгбтшников в Америке будет примерно 35!» — например, говорится в сопроводительном тексте, опубликованном Telegram-каналом «ЗеРада» (здесь, архив). Тот же текст приводится в соцсети ВКонтакте в группе «Военные новости. Спецоперация Z» здесь (архив). 

Инфографика о доле представителей ЛГБТ среди взрослых в США — правда или фейк?
скриншот публикации Telegram-канала “ЗеРада”

Редакция Factcheck.kz решила проверить, не является ли публикуемая инфографика результатом редактирования, существует ли исследование, результаты которого она отражает, и соответствует ли действительности указанный выше текст, привлекающий внимание количеством просмотров (229 тыс. на момент написания).

Вердикт: Правда и манипуляция

В чём правда: результаты исследования, как и отражающая их инфографика,  действительно существуют.

В чём манипуляция: «прогнозная модель» из текста не подкреплена научными данными и является лишь результатом просто математического действия, не учитывающего причины роста и другие факторы.

Об исследовании

В скриншоте распространяемой иллюстрации можно заметить ссылку на источник исследования, не упомянутый в тексте — Gallup, то есть, Gallup Organization (рус — Институт Гэллапа), занимающуюся социологическими исследованиями и имеющую отношение к группе компаний, основанных американским социологом Джорджем Гэллапом. На сайте gallup.com в разделе News действительно приводятся данные из инфографики. 

В частности, на сайте говорится: 

  • После ощутимого роста в 2020 и 2021 годах, показатели идентификации взрослых (совершеннолетних) американцев как лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и других (гендерных и сексуальных идентичностей), кроме гетеросексуалов, в 2022 году оставалась стабильной на уровне 7,2%. Текущий процент в два раза больше, чем десять лет назад, когда Gallup впервые замерил эти показатели.
  • Взрослые представители поколения Z, родившиеся между 1997 и 2004 годами, которым в 2022 году было от 18 до 25 лет, идентифицировали себя как ЛГБТ значительно чаще — в 19,7% случаев. Этот показатель составляет 11,2% среди миллениалов (1981 – 1996) и 3,3% или меньше среди более старшего поколения X (1965 – 1980).
  • Выводы основаны на данных телефонных опросов Gallup 2022 года, включающих интервью с более чем 10 тыс. взрослых жителей США. В каждом опросе Gallup спрашивал респондентов, считают ли они себя лесбиянками, геями, бисексуалами, трансгендерами или кем-то ещё, позволяя им выбрать несколько идентичностей.

Однако на сайте Gallup отсутствует распространяемая инфографика. Поиск по картинке в Google показал первоисточник изображения (архив) — сайт Statista.com (ресурс компании, которая занимается предоставлением клиентам рыночных и потребительских данных). В тексте, и, как уже говорилось, на изображении указаны ссылки на опрос Gallup.

Инфографика о доле представителей ЛГБТ среди взрослых в США — правда или фейк?
скриншот Statista.com

Таким образом, по крайней мере, часть утверждения, распространяемого в соцсетях и в Telegram-каналах, подтверждается. Но дополнительно, мы решили найти результаты аналогичных исследований крупных организаций, чтобы окончательно развеять сомнения в правдоподобности обнародованных данных.

Мы нашли результаты опроса (опубликован в июне 2023 года) крупной маркетингово-исследовательской компании Ipsos, основанной во Франции в 1975 году, а ныне известной также во многих европейских странах и США. 

Инфографика о доле представителей ЛГБТ среди взрослых в США — правда или фейк?
скриншот с сайта ipsos.com

Согласно этому исследованию: 

  • в среднем 9% взрослых в 30 странах (преимущественно развитые европейские страны, США, Канада, Австралия, некоторые страны Латинской Америки, а также государства Юго-Восточной Азии — список в оригинальном материале) идентифицируют себя как ЛГБТ+ с существенными различиями между поколениями. Например, представители поколения Z заявили о такой идентификации в 16% случаев (миллениалы в 9%, представители поколения X — в 5%.
  • Всего Ipsos опросил 22 514 взрослых на собственной онлайн-платформе Global Advisor с 17 февраля по 3 марта 2023 года.

Таким образом, в целом, результаты двух рассматриваемых нами опросов не противоречат друг другу: по крайней мере, результаты близки, как и выводы о том, среди представителей поколения Z людей, идентифицирующих себя как ЛГБТ больше, чем в более старших возрастных группах.

О прогнозе

Если сделать прогнозную модель, то в следующем поколении % лгбтшников в Америке будет примерно 35!

цитата из текста Telegram-канала “ЗеРада”

Стоит обратить внимание, что этих «прогнозных» 35% в оригинальном материале Gallup или в инфографике Statista нет, как нет и методики подсчёта. В открытом доступе иных источников данного утверждения мы не обнаружили. Однако, логически, к схожей цифре можно прийти, если взять за основу рост доли ЛГБТ-представителей среди взрослых за одно поколение — от 11,2% (представителей ЛГБТ среди миллениалов) до 19,7% (представителей ЛГБТ среди поколения Z), который составил 75,89%. Если применить аналогичный рост к цифре 19,7%, то получится 34,65%.

Однако данный подсчёт очень условен и упрощает картину — истинные причины роста показателей неизвестны, а производить вычисления в отрыве от этого знания, на наш взгляд, ошибочно. Если следовать этой логике, рост доли ЛГБТ-людей среди взрослых от поколения X (3,3%) до миллениалов (11,2%) составил 339,39%(!) и «прогноз» для поколения Z должен быть 38% представителей ЛГБТ. Однако мы видим, что цифра далека от реальной.

Также важно, что теория поколений, взятая за основу исследований, в 2023 году имеет довольно противоречивые допущения. Так, в публикации Gallup поколению Z отведено всего 7 лет (1997-2004 гг — полагаем, из-за невступления части этого поколения в совершеннолетие), тогда как миллениалы и поколение X по 15 лет. Это важно не только из-за возможного влияния на результаты опроса, но и в количественном смысле (19,7% звучит громко, но доля представителей поколения Z по отношению ко взрослому населению не столь велика). Кроме того, исследование не прослеживает возможных изменений в ответах с течением времени. С другой стороны, стоит признать, что разница между миллениалами и поколением X велика и некая тенденция налицо.

Признавая недостаточную глубину погружения в специфические знания, можем лишь высказать мнение о небезынтересности исследования Pew Research Center, которое обнаружило корреляцию между принятием/непринятием ЛГБТ-сообщества и экономическим развитием государств. А согласно исследованию Йельской школы психологии от 2019 года, в мире 83% геев, лесбиянок и бисексуалов скрывают свою ориентацию от большинства окружающих. Не исключено, что рост рассматриваемых нами показателей это всего лишь результат постепенного принятия обществом ЛГБТ-сообщества в некоторых странах и, как следствие, большей смелости в признании своей гендерной или сексуальной идентичности жителями. Кроме того, привлекает внимание график из исследования Gallup, показывающий доли геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров по отдельности в поколенческом разрезе.

Инфографика о доле представителей ЛГБТ среди взрослых в США — правда или фейк?
Инфографика Gallup

Количество американцев, относящих себя к категории gay и lesbian с каждым новым поколением даже несколько снижается, а основной прирост наблюдается за счёт людей, определивших себя как bisexual, что может наталкивать на мысль о необходимости исследования поколения Z на бóльших временных отрезках.

Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на ТВ (телеканалы «Алматы», Astana, КТК, 7 канал), в печатных и мультимедийных интернет-изданиях, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году, занимался медиакритикой в издании «Новый репортёр».

Factcheck.kz