Вестник госзакупок: Детали об автобусах за 17,9 млрд тенге в Нур-Султане

В социальных сетях распространялась информация о покупке акиматом столицы Казахстана автобусов марки Yutong в количестве 100 единиц за 17,94 млрд тенге. Цена одного автобуса — 378 000 долларов.

ТОО «Astana LRT» приобретает 100 единиц автобусов марки Yutong через государственные закупки при помощи услуг финансового лизинга. Поставщиком финансового лизинга на приобретение автобусов выступает АО «БРК Лизинг». Сумма договора 17.94 млрд. Итак давайте сравним сведения из социальных сетей с данными тендерной документации. 

Ранее услуги финансового лизинга на покупку автобусов пыталось приобести управление активов и государственных закупок города Нурсултан в июле и в августе этого года.

Утверждение: Акимат столицы получит 100 новых электробусов марки Yutong к весне 2020 года. 

Вердикт: Правда

Согласно технической спецификации тендера срок и место поставки предметов лизинга — в течении 6 месяцев со дня заключения договора о государственных закупках. Договор вступил в действие 22 октября 2019 года.  Получается что автобусы поставят в мае 2020 года.

Утверждение: Общая сумма сделки с костанайским заводом равна 17,94 млрд тенге. 

Вердикт: Правда 

Согласно технической документации сумма договора составляет 17,94 млрд тенге. Стоимость 100 единиц автобусов 14,6 млрд тенге

Утверждение: Цена 1 китайского электрического автобуса казахстанской сборки — 378 000 долларов.

Вердикт: Правда 

Согласно техспецификации цена одного автобуса составляет 146 712 333 (сто сорок шесть миллионов семьсот двенадцать тысяч триста тридцать три) тенге. В переводе на долларовую валюту это 378,124 долларов. 

Общие характеристики электробусов

  • Низкопольные электрические городские автобусы марки Yutong ZK6128BEVG – производства ТОО «СарыАркаАвтоПром».
  • Цельнометаллические, работающие на электричестве.
  • Длина 12 метров. Ширина 2,55 метров. Общая вместимость 73 человека.
  • Электробус должен быть разработан и предназначен для городских перевозок.
  • Транспортное средство должно быть оборудовано электрическим кондиционером
  • GPS/GLONASS и подсчет пассажиров: система глобального позиционирования и мониторинга параметров GPS/GLONASS(антенна + питание)
  • Документ технической спецификации состоит из 13 разделов описывающих требования к компонентам автобуса начиная от общих заканчивая условиями пожарной безопасности.

Откуда такая цена автобусов?

Основное возмущение вокруг автобусов Yutong вызывает их цена — 146 млн за единицу. Представители «Astana LRT» аргументируют цены по-разному. К примеру пресс-секретарь ТОО «Астана LRT» Науат Азанбаева обосновала преимущество автобусов Yutong по сравнению с более дешевыми аналогами следующим образом: 

Это другие автобусы, другая модель. Там нет двойного остекления, нет обогревателей. Там нет специального оборудования, которое мы закупаем — к примеру, валидаторы, камеры наблюдения и программа безопасности для водителя. Пускать ту модель у нас в Нур-Султане утопия. Можно купить и дешевый автобус, но он сломается через год.

Что говорится в тендерной документации касательно компонентов которые отличают автобусы Yutong от других автобусов.

  • Двойное остекленение: Левое водительское окно, боковые окна и дверные окна с двойным остеклением или с электрообогревом. Электробус должен быть оснащен тремя боковыми окнами с вентиляционной форточкой.
  • Обогреватели: Два комплекта обогревателей. У каждой пассажирской двери должен быть обогреватель. Кроме того кондиционер на крыше должен иметь функцию нагревания. Зона водителя и пассажирская зона должны обогреваться отдельно. Автобус оснащен автономным обогревателем.
  • Валидаторы: Валидаторы модели Futura 3A(AEP Ticketing Solutions) должны быть установлены на каждую дверь кроме входной.
  • Система видеонаблюдения: автобус должен быть оснащен 6 камерами высокой четкости. О программе безопасности водителя в технической документации ничего не говорится.

В социальных сетях также обсуждались более дешевые марки Yutong. Например модель Yutong E12 имеет идентичные параметры длинны и ширины 12х2.5 метров. По словам пресс секретаря «ТОО Astana LRT» данный автобус не пригоден для столичных условий.

К слову, европейские аналоги электроавтобусов, скажем, от Mercedes-Benz стоят в среднем вдвое дороже. Это в принципе довольно дорогая техника, рассчитанная на перевозки большого числа пассажиров. Если держать в голове эти факты, цена закупки автобусов в значительно отличающейся от базовой комплектации не выглядит завышенной.

Контекст

Что такое лизинг

Договор финансового лизинга является трехсторонним, этим определяется его особенность. По договору лизинга одна сторона(лизингодатель) покупает по указанию другой стороны (лизингополучателя) у продавца определенное имущество.

Лизинг (или финансовая аренда) позволяет приобрести новейшее оборудование, расширить производство, внедрить передовые технологии, без отвлечения крупных сумм из оборота. По сути, это долгосрочная аренда. И в зависимости от того, предусмотрена ли по договору лизинга возможность полного выкупа лизингополучателем арендуемого имущества, лизинг делится на оперативный и финансовый.

ТОО “Астана LRT” и АО “БРК-Лизинг” заключают договор финансового лизинга от 02.10.2019 о поддержке проекта “Приобретение 100 единиц электрических городских автобусов “City Bus 4″”.

Участники сделки лизинга в столице 

Лизингополучатель (Астана LRT)  — предприятие, заказывает у лизинговой компании покупку предмета лизинга, который после окончания срока договора лизинга может быть выкуплен по остаточной стоимости.

Лизингодатель (АО БРК-Лизинг) — лизинговая компания, которая по запросу лизингополучателя приобретает(за счет собственных или заемных средств) предмет финансового лизинга для последующей сдачи его в аренду с возможностью выкупа в конце срока.

Продавец (ТОО СарыАркаАвтоПром) — компания, продающая лизинговой компании имущество, которое необходимо для производственной деятельности получателя.

  • Сумма выделенная для закупки: 17,94 млрд тенге.
  • Общая стоимость предметов лизинга: 14,6 млрд тенге.
  • Сумма авансового платежа: 2,9 млрд тенге.
  • Сумма основного долга к погашению/финансирования: 11,7 млрд тенге.
  • Сумма вознаграждения к погашению: 3,2 млрд тенге.

Срок лизинга 7 лет с даты заключения договора финансвого лизинга, при этом срок лизинга будет составлять не менее 37 месяцев с даты передачи лизингодателем во временное владение и пользование предметов лизинга лизингополучателю.
Ставки вознаграждения по лизингу не более 7% годовых.
Периодичность выплаты основного долга: равными полугодовыми платежами 1 раз в 6 месяцев с даты оконачания льготного периода.