Как финансируется государственное телевидение Казахстана | Вестник госзакупок

Возобновляем нашу рубрику «Вестник госзакупок». И начнём с того, что напрямую касается нашей сферы — освещения событий и фактов. Специально для читателей Factcheck.kz с бюджетами гостелекомпаний разбиралась Джамиля Маричева, создательница Instagram-проекта, посвящённого госзакупкам, ProTenge.

Две крупнейших телекорпорации «Казахстан» и «Хабар» освоили в 2019 году 36 миллиардов тенге, выделенных из республиканского бюджета по программам «государственная информационная политика» и «государственный информационный заказ». Деньги выделяются целевыми траншами вне конкурса. В долларовом эквиваленте это чуть больше 92 миллионов долларов (по курсу 390 тенге за доллар США).

Сравнить здесь особо не с чем, поскольку нам неизвестны бюджеты частных ТРК, но исключительно для того, чтобы вы представляли себе масштабы, скажем, что это две трети всего госинформзаказа. При этом объём рекламного рынка Казахстана оценивается экспертами в 50 млрд тенге, половина из которых — реклама на телевидении.
То есть, вливания государства в две телерадиокорпорации больше, чем весь объём рынка телевизионной рекламы в Казахстане.

А теперь давайте посмотрим на госхолдинги в подробностях.

Холдинг «Казахстан»

Cамая большая и дорогая медикорпорация в Казахстане — это одноименный холдинг «Казахстан». Которым стопроцентно управляет Министерство информации и общественного развития.

C:\Users\prestigio\Desktop\скрин 3. собственник.png
Так по данным gr5.gosreestr.kz выглядит схема управления и владения корпорацией

Что собой представляет АО «РТРК «Казахстан» — это  национальный телеканал «Qazaqstan», телеканалы «Qazsport», «Balapan», «Tamasha TV», «Казахское радио», радио «Shalqar», Радио «Astana», радио «Classic» и региональные телерадиокомпании. И это лишь часть медиаресурсов корпорации «Казахстан», через которые реализуется государственная информационная политика.

На официальном сайте корпорации говорится, что охват телеаудитории — 99% населения страны, аудитория радиопередач — 88,74 % жителей Казахстана. Сигналы также могут принимать жители приграничных стран – России, Монголии, Китая, Узбекистана и Кыргызстана.

Штат корпорации — более 2300 человек.

В корпорацию «Казахстан» также входит дочернее предприятие «Агентство телевизионных новостей». По данным аудиторских отчетов за последние два года, работает в этом Агентстве один человек. Но этому Агентству принадлежит ТОО «Евразия + ОРТ», которое управляет телевизионным каналом «Первый канал «Евразия».

«Первый канал «Евразия» — это совместный казахстанско-российский телевизионный проект. 

ОАО «Первый канал» (крупнейшая телекомпания России с охватом 98,8 процентов страны) принадлежит 20% доли казахстанского телеканала, а 80% — «Агентству телевизионных новостей». Штат канала около 300 человек. 

С целями корпорации можно ознакомиться на сайте rtrk.kz: «дать верный ориентир каждому жителю государства в разнополярном и бурном потоке информации, вселять оптимизм и уверенность в завтрашнем дне, оказывать помощь в выборе своей гражданской позиции», «формировать чувство гордости за страну и ее достижения».

За «формирование гражданской позиции» корпорации платят из республиканского бюджета. Финансирование прописано отдельной строкой и выделяется вне конкурса. 

На 2019 год эта цифра составила свыше 21 миллиарда тенге, то есть около 54 миллионов долларов США.

C:\Users\prestigio\Desktop\Screenshot_4.png
Из перечня государственных заданий постановления правительства Казахстана «О реализации республиканского бюджета». Цифры из расчета в тысячах

На gr5.gosreestr.kz, где публикуются отчеты и основные индикаторы компаний с участием государства в уставном капитале, можно отследить, сколько вливаний было сделано в медиакорпорацию с 2001 года. Судя по цифрам, последние пять лет АО «РТРК «Казахстан» получало ежегодно от 18 до 20 миллиардов тенге, в среднем — 50 миллионов долларов. 

Плюс к финансированию из республиканского бюджета корпорация получает государственные информационные заказы в регионах по всей стране. Договора подписываются с акиматами всех уровней, департаментами внутренних дел (полицией), коммунальными предприятиями, колледжами, университетами, филармониями, больницами и прочими госучреждениями.

Финансовый отчет корпорации за 2019 год еще не опубликован, но по аудиторскому отчету за 2018 год можно судить о каких суммах идет речь. Например, договор с Управлением общественного развития Нур-Султана был подписан на 22,3 миллиона тенге — 57,2 тысяч долларов, а с Управлением внутренней политики Костанайской области на 77,5 миллионов тенге, это без малого 200 тысяч долларов. В списках больше сотни партнеров. Ниже в скриншоте финансовой отчетности лишь их малая часть.

C:\Users\prestigio\Desktop\Screenshot_5.png
Выдержка из аудиторского отчета. Цифры из расчета в тысячах.

Договоры в регионах приносят АО «РТРК «Казахстан» еще около 2 миллиардов тенге в год, что в долларовом эквиваленте около 5 миллионов долларов. 

При гарантированном государственном финансировании прибыль корпорация  генерирует сравнительно небольшую. 

Кривая прибыли корпорации, опубликованная на gr5.gosreestr.kz

Данных на 2019 год еще нет, но с 2014 года прибыль варьировалась от 54 до 89 миллионов тенге (от 140 до 230 тысяч долларов США), что на фоне миллиардных затрат выглядит весьма удручающе.

Для сравнения ниже представлена кривая доходов, которая формируется за счет госбюджета.

Кривая доходов корпорации, опубликованная на gr5.gosreestr.kz

Включите Хабар, хочу забыться

Практически по идентичной схеме в Казахстане финансируют и другую телекорпорацию — АО «Агентство «Хабар».

В АО «Агентство «Хабар» входят 4 канала: «Хабар», национальный спутниковый телеканал «Kazakh TV», круглосуточный информационный телеканал «Хабар 24» и киноканал «EL ARNA». Эфирные сетки вещания включают новости, сериалы и программы, которые, как пишут на сайте корпорации, «могут удовлетворить запросы самой взыскательной аудитории».

Среднесуточное вещание «Хабара» — 20 часов, «Kazakh TV» — 24 часа, «Хабар 24» — 24 часа. Охват телеаудитории « 99 процентов. При этом более 50% среднесуточного вещания осуществляется на государственном языке.

Корпорация также содержит корреспондентскую сеть в регионах страны и в зарубежье, представительства есть в США, России, Бельгии, Южной Корее, Китае, Германии и Узбекистане.

АО «Агентство «Хабар» также стопроцентно контролируется государством. Штат чуть больше 1100 человек.

C:\Users\prestigio\Desktop\Screenshot_9.png
Так по данным gr5.gosreestr.kz выглядит схема управления и владения «Хабара»

Более того, «Хабар» даже более подконтролен Министерству информации и общественного развития по сравнению с АО РТРК «Казахстан», поскольку глава этого министерства Даурен Абаев в 2019 году возглавил совет директоров телекорпорации. 

Чтобы ввести министра Абаева в совет директоров было издано постановление правительства «О некоторых вопросах АО “Агентства Хабар”», то есть решение принималось на правительственном уровне. 

C:\Users\prestigio\Desktop\Screenshot_10.png
Комитет министерства финансов обязали обеспечить избрание министра Абаева в состав совета директоров

Финансирование «Хабар» получает, заключая договоры с Министерством информации и общественного развития. Сумма финансирования на 2019 год составила около 15 миллиардов тенге или 38,4 миллиона долларов. Детали четко прописаны в аудиторском отчете телекорпорации за 2018 год, где оговорены важные финансовые события до 4 апреля 2019 года. Ниже — выдержка из отчета.

C:\Users\prestigio\Desktop\Screenshot_11.png
В публичном аудиторском отчете четко прописаны основные источники финансирования «Хабара»

В миссии телекорпорации прописано, что Агентство выстраивает систему обратной связи между властью и обществом и занимается «продвижением важнейших ценностей и государственных программ», повышая доверие к власти. Как дорого казахстанцы платят за реализацию этой миссии, и насколько такая работа окупается, можно проследить на данных с gr5.gosreestr.kz.

Синяя линия — это доходная часть, которая формируется по большей части из республиканского бюджета, красная линия – прибыль

Финансирование АО РТРК «Казахстан» и АО «Агентство «Хабар» — это две трети от расходов страны на государственный информационный заказ, превышающий 49 миллиардов тенге (более 125 миллионов долларов США).

«Расходы направлены на информационное обеспечение социального и экономического развития и конкурентоспособности Республики Казахстан в целях повышения эффективности государства в проводимой информационной политике. Расходы увеличены на 2 785 346 тысяч тенге по сравнению с 2018 годом в связи с увеличением объема государственной информационной политики», — отмечается в бюджетной программе Министерства информации и общественного развития. 

По ожиданиям того же министерства, уровень востребованности потребителями отечественной информационной продукции в 2019 году равен — 67%, а в 2020-ом уже — 68%, в 2021-ом — 69%. Почти те же цифры называются, когда речь идет об уровне удовлетворенности населения освещением государственной политики в СМИ: 2019 год – 66%, 2020 год – 67%, 2021 год – 68%. 

Альтернативных данных — увы — нет.

Вы можете внести вклад в борьбу с дезинформацией: Для сохранения объективности, редакция Factcheck.kz, как правило, отказывается от рекламы и сохраняет независимость и принципиальную равноудаленность от государства, крупных компаний и политических лагерей — и именно ваша поддержка делает это возможным. Мы гарантируем рациональное планирование расходов. Народное финансирование позволяет проекту быть ещё более устойчивым и продолжать верификацию информации и проверку заявлений государственных деятелей, чиновников и экспертов.


Пожалуйста, выберите любую сумму



Или введите свою