Волна тревожных новостей о коронавирусе и последствиях пандемии принесла с собой и другие истории, способные разрядить обстановку: в венецианские каналы вернулись лебеди и дельфины, а в Китае слоны зашли в деревню, напились вина и уснули. Несмотря на то, что эти посты получили сотни тысяч ретвитов, все они фейковые. О феномене позитивных ложных новостей пишет издание National Geographic.
Объединяет эти фейки идея триумфа дикой природы в странах, сильно пострадавших от нового коронавируса. В Instagram и Tik Tok люди заговорили о том, что животные почувствовали свободу в безлюдном мире. Однако правда заключается в том, что лебеди и без всякого карантина регулярно появляются в каналах Бурано, небольшого острова, где были сделаны фотографии. А «венецианские» дельфины были сняты в порту на Сардинии, что в Средиземном море, за сотни миль от локации в описании.
Первоначально никто не выяснил, откуда взялись фотографии пьяных слонов, но журналисты разоблачили автора поста: не напивались и не потеряли сознание на чайном поле в китайской провинции Юньнань. Вывод, который делает автор NatGeo: перечисленные фейки наглядно демонстрируют, как легко ложь может распространяться в кризисные времена.
Получение большого количества лайков и комментариев даёт нам немедленное социальное вознаграждение, говорит Эрин Фогель, социальный психолог и научный сотрудник Стэнфордского университета.
По её словам, лайки и комментарии заставляют авторов чувствовать себя хорошо, а согласно исследованиям, успешная публикация в социальных сетях временно повышает самооценку. И необходимость в таком стимулировании может усугубиться сейчас, во время глобальной борьбы с пандемией, карантином и коллапсом экономики.
«Во времена, когда мы все действительно одиноки, заманчиво щекотать это чувство, особенно если мы публикуем нечто, дарящее людям надежду», — говорит Фогель. Идея о том, что животные и природа могут действительно процветать во время этого кризиса, «может помочь нам обрести чувство смысла и цели — что мы пережили всё это не просто так».