История о том, что в Алматинской области полицейские с налоговой службой нагрянули к 74 летнему пенсионеру, «с целью узнать почему его доход стал расти в феноменальной прогрессии», не фейк в чистом виде, а неумело состряпанная, мошенническая рекламная кампания.
И полицейские любят клубничку…
Ссылки на статью с кричащим заголовком «Полиция задержала пенсионера за то что тот хотел положить деньги на счет в банк» буквально заполонили Казнет. Вирусная статья рассказывает о пенсионере Утбаеве Арыстане Нургалиевиче, который дома выращивал клубнику тоннами, продавал и, таким образом, заработал 3,7 миллиона тенге.

Завершающая точка опуса про пенсионера-миллионера оформлена по классической схеме рекламного текста — дается прямая ссылка на «оригинальный сайт производителя».
Арыстан Нургалиевич, он же Евгений Иванович
При поиске в Google по запросу «полиция задержала пенсионера, выращивающего на дому клубнику» в числе первых результатов выдаются адреса российских сайтов. Как оказалось,
параллельно Казахстану статья о пенсионере, разбогатевшем на продаже клубнички, активно распространяется в России и Украине.
Главного героя публикации в российской и украинской версиях зовут не Арыстан Нургалиевич, а Евгений Иванович Добренко. Пенсионер Добренко выращивал клубнику тоннами в Киевской области и в Калининградской, в Хакасии, в Нижнем Новгороде, в Лениногорске, в Москве… В России пенсионер заработал 670 тысяч рублей (3, 9 млн тенге по курсу на 19.03.2019г.), а в Украине поменьше — 125 000 тысяч гривен (1,7 млн тенге).
«Это типичная работа спамерского аффиляционного маркетинга (они же партнерские программы), — говорит исполнительный директор агентства Success, член клуба PRшы Ерлан Аскарбеков. — Там есть «белые» и «черные» методы продвижения товаров или услуг. В данном случае это т.н. «серые» методы. Несколько лет назад они использовали фото и имя Баян Есентаевой и Розы Рымбаевой. Это не совсем фейк, в смысле «утки» пропагандистов или плохих журналистов. Но тем более, это и не правда. Просто недобросовестная реклама».
«Вот так и дурят людей СМИ…»
Судя по комментариям к статье, не все читатели понимали, что перед ними недобросовестная реклама. Одни писали: «Не пойму. То ли в натуре деда накрыли, то ли рекламируют клубницу, как раньше грибницу». Или «Так уже две недели про старика трезвонят. Не просто же так» (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены, — прим. ред.).
А главным выводом для многих стала фраза: «Вот так и дурят людей СМИ!».

Поле чудес или почва из Эквадора
Кроме того, что история про пенсионера не более чем выдумка, рекламируемая домашняя «чудо-ягодница» тоже далеко не «чудо», а элементарный обман.
Как утверждают продавцы, клубника за три недели вырастает и дает небывалый урожай, потому что растет в уникальной эквадорской почве: «Ученые РАН под руководством академика Астафьева 5 лет провели в Эквадоре, изучая джунгли Амазонии и научно доказали, что все дело в составе почвы».

Однако, найти в Интернете какие-либо ссылки на грандиозные труды академика Астафьева – номинанта на Нобелевскую премию, не удалось. Но вот фотография, где якобы запечатлен Астафьев в окружении единомышленников, взята с сайта КазНМУ. На самом деле запечатленные на фото люди – профессорско-преподавательский состав модуля подготовки «фармацевта технолога» на 2011-2012 учебный год.
Более того, ввоз почвы на территорию Казахстана запрещен законом «О карантине растений» (п.2-1 статья 13).
Руководитель питомника Агрохолдинга «ПОИСК» Николай Сальников и председатель Союза садоводов России Андрей Туманов разоблачают продавцов «чудо-ягодницы» и доказывают, что буквально каждая строчка из аннотации – ложь. По словам экспертов, первого урожая через 3 недели, как это обещают продавцы «чудо-ягодницы», не будет и быть не может (подробно с мнением экспертов Сальникова и Туманова можно ознакомиться на сайте supersadovnik.ru).
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.