Правда ли, что Казахстан входит в топ-10 стран по качеству дошкольного образования?

4 октября портал Zakon.kz опубликовал материал, в котором содержится несколько заявлений ответственного секретаря министерства образования и науки (теперь уже бывшего) Арына Орсариева, в частности:

  • Казахстан входит в десятку лучших стран мира по качеству и охвату детей дошкольным образованием, по мнению экспертов TIMSS,
  • мы в 30-ке лучших стран по математическим компетенциям, и «ряду других предметов», 
  • «но по умению применять знания у нас хуже. Мы даже в 50 стран не входим, согласно исследованию PISA».

Проверяем все три утверждения.

Правда ли, что Казахстан входит в топ-10 стран по качеству дошкольного образования?

По мнению экспертов TIMSS, Казахстан входит в 30-ку лучших стран по математическим компетенциям, и ряду других предметов.

Вердикт: Правда

Однако спикер существенно преуменьшил успехи наших школьников.

Непосредственно на сайте TIMSS and PIRLS International study center есть вся необходимая информация, касающаяся итогов теста за 2015 год (итоги за 2019 будут опубликованы в декабре 2020 года) и даже в виде инфографики.

Правда ли, что Казахстан входит в топ-10 стран по качеству дошкольного образования?
Результаты TIMSS среди учащихся 4 классов по математике. Тут мы на 12 месте.
Правда ли, что Казахстан входит в топ-10 стран по качеству дошкольного образования?
Результаты TIMSS среди 8-классников по математике. А здесь мы на 7 месте.

По естественнонаучным предметам наши 4-классники  на 8 месте, а 8-классники на 9-м.

По умению применять знания у нас (всё — Авт.) хуже. Мы даже в топ-50 стран не входим, согласно исследованию PISA.

Вердикт: Полуправда

О казусе с тестом PISA-2015 мы уже писали. Результаты за 2018 год пока не опубликованы. Хотя с официальным признанием на международном уровне казахстанских результатов теста 2015 имеются проблемы, однако национальный отчёт опубликован, так что будем в оценках (и вердикте) основываться на этом документе и сводном отчёте ОЭСР по всем странам мира за 2015 и предыдущий 2012 годы.

  • По естественнонаучным предметам, казахстанские школьники в среднем набрали 456 баллов, таким образом по итогам 2015 года в этой дисциплине мы на 42 месте (стр. 323 отчёта ОЭСР), а по результатам 2012 года, как раз на 50 месте.
  • По чтению у 15-летних казахстанцев, принявших участие в тесте 2015 года, в среднем 427 баллов и если сравнить с результатами подростков из других стран (стр. 376 отчёта ОЭСР), становится ясно, что наши разделили 53 место с Тринидадом и Тобаго, Монтенегро и Коста Рикой. В 2012 (стр. 377), Казахстан занял 61 место.
  • Математика в 2015 году — 44 место (стр. 389), в 2012 году — 46-е.

В общем и целом, по итогам 2015 Казахстан таки вошёл в топ-50. Но см. на стр. 304 отчёта ОЭСР информацию о том, что результаты по Казахстану не подлежат сравнению из-за того, что «Кодировщики в Казахстане были признаны „снисходительными“ в вопросах маркировки. Следовательно, параграфы заданий, закодированные вручную не соответствовали стандартам PISA и были исключены из международной базы данных. Поскольку параграфы, о которых идет речь, представляли собой важный массив данных их исключение привело к тому, что охват теста оказался слишком мал для того, чтобы сопоставить результаты по Казахстану с результатами других стран и даже собственно с казахстанскими — прошлых лет».

А в 2012 году, действительно, в топ-50, страна не вошла.

Казахстан входит в десятку лучших стран мира по качеству и охвату детей дошкольным образованием. Охват по программе «Балапан» более 95%.

Вердикт: Полуправда

Сначала разберёмся с вопросом какую возрастную категорию охватывает дошкольное образование. В документе «Общеобязательный стандарт для программ дошкольного воспитания» говорится, что «Дошкольное образование — это обучение, развитие, воспитание, присмотр и уход за ребенком в возрасте от трех до семи лет».

При этом программа ОЭСР под названием Early Childhood Education and Care (ECEC), политику которой разделяет Казахстан (а также стремиться к разработанным организацией стандартам) занимается вопросами вовлечения детей в дошкольную систему образования и воспитания, практически, с рождения.

В документе МОН РК от 24 июня 2019 года «Дошкольное воспитание и обучение» говорится, что «Охват детей 1–3 лет (составляет) — 31,7%, 3–6 лет — 95,2%, 1–6 лет — 77,1%».

По упомянутой программе “Балапан” в планах на 2019 – 2020 годы – 100 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением (7 этап реализации программы).

Однако постановления, касающиеся программы утратили силу несколько лет назад. При этом, всё же если говорить о цифрах, то действительно (как ясно из документа МОН РК) 95,2% детей (но только в возрасте 3-6 лет) получают услуги в плане дошкольного воспитания и обучения. Что касается других стран, то там картина такая (из отчёта ОЭСР по ЕСЕС в Казахстане за 2015 год):

Правда ли, что Казахстан входит в топ-10 стран по качеству дошкольного образования?

Как видим, в 2013 году мы в топ-10 (по возрастной категории 3-6 лет) не входили, но если представить, что в странах ОЭСР (лидерах по охвату) ничего с 2013 по 2019 гг. в плане дошкольного образования не изменилось в худшую сторону, то всё равно в лучшем случае, если верить графику, мы сейчас примерно на 11 месте. Что касается более ранних возрастных категорий, то здесь мы, похоже, тоже не в десятке. Ниже скрин из «Национального доклада о состоянии и развитии системы образования РК(по итогам 2016 года)»:

Правда ли, что Казахстан входит в топ-10 стран по качеству дошкольного образования?
В 2019 году по сравнению с 2016 годом охват детей ДВО в Казахстане увеличился на 1,1%, но ситуацию в плане попадания в топ-10 это не изменило.

Теперь о качестве дошкольного воспитания и образования. В ревью ОЭСР по ECEC в Казахстане за 2017 год на 95 стр. так прямо и говорится, что информация о характеристиках системы ЕСЕС (раннего детского обучения и воспитания) в Казахстане, его качестве  и результатах детского развития очень ограничена.

Таким образом, невозможно утверждать, что мы среди лидеров по качеству детского обучения, как, впрочем, невозможно утверждать и обратное.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz