Правда ли, что 80% экспорта нефти из Казахстана в ЕС зависит от КТК?

13 апреля на очередном пленарном заседании мажилиса, депутат Айкын Конуров, в своем запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова, памятуя о недавней аварии в порту Новороссийска, из-за которой была остановлена погрузка нефти на терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), заявил об «ущербности» структуры нефтегазовой сферы РК и озвучил значимую для экономики страны статистику, достоверность которой мы решили проверить.

Тайм-код 2:37:40

Утверждение: Фактически, порядка 80% экспорта нефти в Евросоюз, который является нашим крупнейшим рынком, осуществляется через КТК.

Айкын Конуров

Вердикт: Правда и техническая ошибка

Депутат допустил небольшую техническую ошибку, дав данные в целом по экспорту идущему через магистральный нефтепровод, эксплуатируемый Каспийским Трубопроводным Консорциумом (КТК) на мировые рынки (а не только на рынок ЕС).

Но в целом депутат прав, нефтяной поток идущий на международный рынок через КТК колоссален, — немногим менее 80% всего казахстанского экспорта нефти. И мы действительно, по сути, «зависим от одной трубы». Рассмотрим ниже, насколько казахстанский экспорт завязан на КТК, основываясь на открытых данных.

По этой магистрали нефть экспортируется не только в ЕС. При этом, казахстанская нефть попадает в Европу и другими путями. Стоит отметить, что, опираясь на имеющиеся в открытом доступе данные, довольно сложно вычислить, сколько именно казахстанской нефти поступает именно в страны Евросоюза по каждому из маршрутов. По некоторым сведениям (о которых ниже), в Европу через терминалы КТК отправляется примерно две трети нефти марки CPC Blend (то есть, собственно, смесь КТК), добытой преимущественно в Казахстане. Этот факт даёт лишь весьма приблизительную картину насчёт доли КТК в транспортировке всего экспорта Казахстана в Евросоюз, тем не менее, попробуем разобраться.

По сведениям аналитического агентства Kpler, которое занимается в том числе маркетингом в области морских торговых перевозок, в 2021 году две трети нефти, отгруженной с терминала КТК, включая российское сырьё, была экспортирована в Европу. Таким образом через КТК в Европу поставляется около 67% казахстанской и российской нефти марки CPC Blend. При этом стоит учесть, что доля нефти из РФ, отгружаемой на терминалах КТК, существенно меньше казахстанской (14% или 7,7 млн тонн против 53 млн).

Если по аналогии предположить, что в Европу в 2021 году ушло две трети от поставленных Казахстаном через КТК 53 млн тонн — т.е. 35,3 млн тонн, а общий объем нефтяного экспорта в этом направлении не кардинально изменился по сравнению с 2020 годом (к сожалению, более актуальной подробной статистики нами не найдено) и составил примерно 51 млн (см. справку ниже), то выходит, что через КТК осуществляется около 70% экспорта Казахстана в ЕС и Швейцарию, ну или 75% без доли Швейцарии (поскольку страна в Евросоюзе не состоит, а мажилисмен говорит именно о странах ЕС).

Наш расчёт имеет существенные недостатки: во-первых, в точности неизвестно, каковы доли российской и казахстанской нефти CPC, поставленной через «ворота» КТК в Европу по-отдельности; во-вторых, ради эксперимента мы использовали в расчётах экспортную статистику по странам за 2020 год за неимением более поздних сведений, применив её к данным Kpler за 2021 год; в-третьих, за основы была взята аналитика, которая в других источниках подтверждается частично.

По данным Бюро Национальной статистики за 2020 год

Контекст: пути казахстанской нефти в западном направлении

Известно, что в западном направлении казахстанская нефть транспортируется по 2 нефтепроводам — КТК и Узень-Атырау-Самара, а также через порт Актау в Махачкалу (далее железнодорожным транспортом до Новороссийска) и Баку (в среднем по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан прокачивается лишь 100 тыс.тонн нефти из РК). 

КТК

Если верить Бюро Национальной статистики, в 2020 году экспорт нефти составил 70,5 млн тонн, по версии Минэнерго — 68,5 млн. Как сообщает пресс-служба КТК, в 2020 году из РК было отправлено 51,8 млн тонн нефти. Таким образом, в 2020 году через КТК на рынок поступило около 73,4–75,6% нефтяного экспорта Казахстана, т.е. нефти марки CPC. По предварительным данным, экспорт за 2021 год составил 67,6 млн тонн, а на морской терминал Новороссийска было поставлено 53 млн тонн казахстанской нефти, значит, через КТК в прошлом году поступило 78,4% экспорта. Значит, действительно через КТК транспортируется немногим менее 80% всего экспорта нефти (а не только ориентированного на ЕС).

См. ниже подробную схему транзита в ЕС и другие страны мира. 

Источник

Примечание: Через магистрали КТК и далее танкерами через Средиземное море нефть марки CPC транспортируется не только в Европу, но и Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион. Сырьё попадающее в российскую трубопроводную сеть «Транснефти» через трубопровод Узень-Атырау-Самара смешивается с добываемой в РФ нефтью и на выходе реализуется как Urals и также далее перевозится в разных направлениях. При этом некоторые страны закупают или закупали до недавнего времени обе марки нефти.

Узень-Атырау-Самара и порт Актау

Поставки через порт Актау относительно невелики (1,4 млн2,1 млн тонн, 3,1% от экспорта). Объем же транспортировки нефти по участку нефтепровода «Атырау-Самара» по состоянию на 2020 год составил 14 млн. 478 тыс. тонн, что приблизительно составляет 20,5% — 21,5% от всего экспорта (2020 год). В 2021 году — около 18%. Большая часть нефти из этого трубопровода оказывается в балтийском порту Усть-Луга, откуда далее транспортируется нефтеналивными судами в разные страны мира. Предполагаем, что не весь, но основной поток казахстанской нефти (под маркой Urals) в страны северной Европы и Балтии, а также Польшу и Германию (около 2,2  млн тонн, 2020 год) направляется посредством трубопровода «Дружба» через порт Усть-Луга.  

Итоги 

  • Через инфраструктуру «Каспийского трубопроводного консорциума», «проходит» чуть менее 80% всего казахстанского экспорта нефти, при этом фактически РК владеет 20,75% акций КТК.
  • Наши, основанные на доступных данных, расчёты показали, что через КТК осуществляется примерно 70% казахстанского экспорта в Европу.
  • Основной поток экспортной нефти на международные рынки пролегает по магистралям на территории РФ.

Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Айгерим Мекишева
Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)