Фактчек | Депутат Мурат Бактиярулы о качестве школьного образования

Сенатор Мурат Бактиярулы, выступивший на пленарном заседании Сената 14 апреля, привел несколько утверждений, касающихся низкого качества образования казахстанских школьников. Поднимая проблему, он привёл неутешительные данные международных организаций. Factcheck.kz проверил высказывания депутата.

выступление сенатора М. Бактиярулы

Утверждение: По подсчётам Всемирного банка, только 3% казахстанских школьников получают качественное образование, отвечающее международным требованиям.

Мурат Бактиярулы

Вердикт: Не доказано

Неизвестно, какой именно отчёт имел в виду депутат, однако в открытых данных такой информации не нашлось. Но показатели качества образования казахстанских школьников действительно вызывают тревогу. По словам постоянного представителя Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа Марто, до начала пандемии в Казахстане 6 из 10 учащихся были функционально неграмотными. В 2018 году Всемирный банк, ссылаясь на результаты PISA*, отмечал, что около 2/3 школьников показали результаты ниже уровня функциональной грамотности. Марто выразил опасение, что из-за пандемии этот показатель мог бы ухудшиться.

* PISA — это программа ОЭСР по международной оценке учащихся. PISA изучает способность 15-летних школьников использовать свои знания и навыки в области чтения, математики и естественных наук для решения реальных жизненных задач.

Согласно результатам PISA, опубликованным в 2018 году, казахстанские школьники получили баллы значительно ниже среднего показателя организации. К примеру, приоритетным направлением PISA в 2018 году была грамотность чтения. Казахстанские школьники при оценке этого навыка набрали 387 баллов, а средний показатель в странах ОЭСР составил 487 баллов.

Только 36% учащихся в стране продемонстрировали второй уровень владения грамотностью чтения, в странах ОЭСР средний показатель составляет 77%. Второй уровень владения математикой продемонстрировал 51% казахстанских школьников, при среднем показателе ОЭСР 76%.

Только 2% казахстанских школьников достигли 5-го (и выше) уровня владения математикой. В странах ОЭСР средний показатель равен 11%.

Утверждение: В стране 3,5 млн учащихся, из них около 90 тыс. фактически обучаются в односменных школах с полнодневным обучением. Остальные получают образование в двух- и трёхсменных школах, то есть, учатся в образовательных учреждениях с ограниченным потенциалом.

Мурат Бактиярулы

Вердикт: Правда и Ложь

В чём правда: По информации Национального бюро статистики, всего в 2020-2021 учебном году в средних школах обучалось 3 481 347 учащихся.

В чем ложь: По данным прошлого учебного года, количество обучающихся в односменных школах не 90 тыс., а 334 280 человек. В Казахстане действуют 2138 школ, ведущих занятия в одну смену.

Подавляющее большинство школьников (2 869 459 человек) обучаются в двухсменных школах. Таких школ в стране 5138. Трёхсменных же школ в 2021 году было 160, и обучались в них 277 608 учеников.

Во время выступления на пленарном заседании сенатор Бактиярулы также сказал: «Эксперты US News and World Report составили рейтинг лучших стран в сфере образования за 2021 год. Казахстан занял 71 место из 78 стран. Среди стран СНГ, участвующих в рейтинге, Казахстану удалось обогнать только Узбекистан». Factcheck.kz ранее уже проверял это утверждение, и мы отметили, что данный рейтинг оценивает не уровень образования, а доступность и возможность обучения граждан в этих государствах. Действительно, среди стран СНГ, вошедших в рейтинг, ниже Казахстана расположился лишь Узбекистан.

Контекст

  • На днях депутат Мажилиса от партии Amanat Беккали Торгаев отметил, что в последние шесть лет количество выезжающих сограждан за пределы страны не уменьшается, и что в основном уезжают казахстанцы с высшим образованием. Мы проверили это утверждение.
Внесите свой вклад в борьбу с дезинформацией!
Думан Терликбаев
Factcheck.kz сайтының шығарушы редакторы. Қазақ-Америка университетінде журналистика мамандығын оқыған. Республикалық "Жас Алаш" газетінде журналист-фрилансер қызметін атқарған.