Фактчек | Ерлан Саиров о состоянии дорог страны и грузовиках

19 мая на очередном пленарном заседании мажилиса РК, депутат Ерлан Саиров в своём запросе на имя заместителя премьер-министра Романа Скляра среди прочего предложил создать независимую государственную аудиторскую систему дорожного хозяйства местной сети автодорог. Заявления Саирова показались нам важными, поскольку касались качества ремонта и строительства дорог, а также их эксплуатационных характеристик. Проверяем.

Утверждение: Согласно данным официальной статистики, по протяженности автомобильных дорог в разрезе технических категорий только 9,3% дорог страны могут воспринимать нагрузки более 10 тонн на ось, при этом 90,7% всех дорог не способны воспринимать даже минимальные нагрузки существующих марок грузовых автомобилей и находятся в зоне риска.

Ерлан Саиров

Примечание 1: Несмотря на то, что депутат говорит о «дорогах страны», в целом его запрос по контексту касается местной сети в сельской местности: «Мы считаем, что Правительству следует обратить пристальное внимание на развитие и качество дорог местного значения в сельской местности». Трудность верификации здесь обусловлена тем, что мажилисмен как будто говорит о катастрофической нехватке качественных трасс в сельской местности, но при этом не конкретизирует относятся ли упоминаемые им цифры к дорогам областного и районного значения, а может если речь идёт о стране, то — к республиканским трассам? Или вкупе ко всем дорогам?

Примечание 2: В рамках упоминаемого депутатом в своём запросе проекта «Ауыл — Ел бесігі» в контексте программы развития регионов был запланирован капитальный, средний и текущий ремонты внутрипоселковых, внутрисельских и подъездных дорог. То есть улиц населённых пунктов и дорог районного значения. Трассы районного и областного значения относятся к местной автодорожной сети (см. ниже общереспубликанскую статистику по этой категории). Что касается внутрисельских улиц, то не смотря на то, что движение грузовиков (с допустимой по закону) массой здесь никак не ограничивается, фактически, например, транспорт, осуществляющий грузоперевозки, не осуществляет движение на улицах населённых пунктов.

Примечание 3: Отечественная дорожная статистика, отчитываясь о состоянии дорог местной сети, не детализирует данные отдельно по состоянию трасс районного и областного значения. Допускаем, что слегка путанное утверждение депутата касалось какой-либо из этих категорий, и он использовал информацию, которая не находится в открытом доступе. Но в тоже время вернём ему ответственность за допущенную формулировку — о дорогах страны (в целом).

Памятуя об этих примечаниях проверим релевантность утверждения как по отношению к республиканским, так и местным трассам на текущий момент.

Вердикт: Ложь

В официальных источниках в открытом доступе нет информации о том, сколько дорог страны республиканского и местного значения в настоящее время (в км или процентах) могут выдерживать нагрузку более 10 тонн на ось. Однако, в документах упоминается, что начиная с 2005 г., в Казахстане строительство и реконструкция автодорог производятся с расчетной нагрузкой на ось до 13 тонн. Для справки, в общей сложности с 2015 по 2020 год были завершены работы по ремонту, реконструкции и строительству 13,7 тыс км дорог республиканского значения (общая протяженность 25 тыс.км) и 17,7 тыс км дорог местного значения (общая протяженность 71 тыс. км).

Детальный анализ имеющейся официальной информации (которая возможно в той или степени расходится с действительностью) показал, что ситуация однозначно не столь критична, как описывает мажилисмен. По крайней мере, 32% республиканских трасс и 27% местных, способны выдерживать упомянутые нагрузки. Таким образом заявление депутата является ложным. Ниже — доступная информация, которая может быть полезна для понимания проблемы.

Альтернативные нагрузке на ось параметры

В соответствии с актуальными техническими нормами существует 5 классов дорог общего пользования. Среди прочего, технически классы различаются по параметру суточной допустимой интенсивности «приведённой к легковому автомобилю» (Таблица 1).

Фактчек | Ерлан Саиров о состоянии дорог страны и грузовиках
Таблица 1: СТ РК 2025-2017. Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация.

При этом, например, «коэффициент приведения» (Таблица 2) грузового автопоезда грузоподъёмностью свыше 30 тонн равен 6, то есть по сути приравнивается к 6 легковым автомобилям.

Фактчек | Ерлан Саиров о состоянии дорог страны и грузовиках
Таблица 2. Коэффициенты приведения к легковому авто.

 Грузоподъемность и нагрузка на ось

Существуют определённые ограничения, касающиеся нагрузки на ось и общей массы авто, а следовательно, нормируется и максимальная грузоподъемность, — именно об этом параметре говорится в классификации дорог общего пользования (Таблица 1). При этом расчетная грузоподъемность зависит в том числе от количества осей и их конфигурации.  

К примеру, по нормам, которые приняты в Казахстане и России допустимая масса двухосного грузовика — 10 тонн, а шестиосного автопоезда — 44 тонны. В этом случае грузоподъёмность составляет 29,5 тонн.

Максимальная нагрузка на ось от 10 тонн и выше относится к среднетоннажным грузовикам (с собственной массой до 8 тонн) вроде КАМАЗов и крупнотонажному транспорту (тягачи с собственной массой от 12 тонн), с коэффициентом приведения к легковому авто от 3-3,5 и выше.

Выводы: Таким образом, исходя из вышесказанного и логики нормативов (Таблица 1) вероятнее всего интенсивное движение грузовых автомобилей с нагрузкой свыше 10 тонн на ось возможно на дорогах I-II категории, на дорогах III категории возможна меньшая интенсивность движения большегрузов. Кроме того, иногда доступ грузового транспорта на некоторые трассы ограничивается в связи с сезонными особенностями.

Протяженность дорог I и II класса в Казахстане

По состоянию на начало 2020 года сообщалось о том, что: 

По итогам прошлого года 8,2 тыс.километров  автомобильных дорог республиканского значения на сегодняшний день относятся к первой и второй технической категории. 

Если учесть, что протяженность дорог республиканского значения 25 тыс.км, то доля дорог I и II класса равна 33%. 

Таким образом, если исходить из официальных данных, слова мажилисмена не верны в отношении доли дорог республиканского значения пригодных для проезда грузовиков с нагрузкой на ось от 10 тонн.

Количество дорог местного значения в «хорошем состоянии» в Казахстане

Мы уже писали о том, что состояние качества дорог местной сети отличается в разных регионах страны в худшую или лучшую сторону. Исходя из отчёта МИИР РК, по итогам 2020 года, доля дорог местного значения «в хорошем и удовлетворительном состоянии» доведена до 75%. Однако в актуальных доступных документах МИИР РК, не конкретизируется информация, касающаяся класса этих трасс.

Посмотрим, как обстояли дела в 2019  году? — из имеющихся на тот момент 70 654 км дорог местной сети (сейчас 71 тыс. км) — 27,1% был в т.н. «хорошем состоянии» (а не «хорошем и удовлетворительном» одновременно, как принято определять в отчётах по итогам 2020 года). 

Опять же означает ли хорошее состояние принадлежность к I классу или одновременно к I и II и III классу утверждать невозможно — в силу недостаточно детализированного подхода со стороны отечественной статистики дорожного хозяйства.

Вероятно дороги в т.н. «хорошем состоянии» способны выдерживать нагрузки создаваемые фурами и автопоездами. Таким образом, даже если бы ситуация с дорогами местного значения по сравнению с 2019 годом в стране вообще не улучшилась бы несмотря на разнообразные инфраструктурные госпрограммы развития вроде «Нурлы Жол», или Программы развития регионов, то всё равно заявления мажилисмена с очень большой долей вероятности преувеличивают масштаб проблем.

Для справки: В постановлении Об утверждении Государственной программы развития регионов на 2020-2025 гг, принятой в 2019 году говорится: «…удельный вес местных автомобильных дорог в неудовлетворительном состоянии отмечен в областях: Западно-Казахстанской — 72%, Актюбинской — 50,5%, Атырауской — 48,9%, Северо-Казахстанской — 42% и Кызылординской — 37%… Кроме того, 25% автомобильных дорог местного значения требовали капитального ремонта…».

Итоги

  • Имеющиеся в открытом доступе данные противоречат заявлению депутата о том, что более 90% дорог страны (в целом) не пригодны для прохождения большегрузного транспорта.
  • От себя добавим, что аудит системы дорожного хозяйства местной сети представляется в казахстанском контексте хорошей идеей.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz