Фактчек | Ералы Тугжанов о грамотности школьников и месте Казахстана в рейтинге по воспитанию детей

21 августа на республиканском августовском совещании «Образование и наука: особенности нового учебного года» заместитель премьер-министра РК Ералы Тугжанов сделал ряд заявлений, которые распространили СМИ: «По данным мировых рейтингов, Казахстан занял сегодня последнее 73-е место по воспитанию детей, результаты PISA говорят о снижении грамотности школьников. Если в странах ОЭСР дети постоянно повышают результаты читательской грамотности, то у нас есть вопросы и определенная тенденция на ухудшение». Заявление показалось довольно примечательным, поэтому — проверяем.

Утверждение: По данным мировых рейтингов, Казахстан занял сегодня последнее 73-е место по воспитанию детей.

Ералы Тугжанов

Вердикт: Правда и техническая ошибка

Действительно, известное американское издание US news and world report провело своеобразный рейтинг «Лучшие страны» (Best countries) среди 73 стран мира, основанный на голосовании (в актуальном опросе приняли участие 20 тысяч человек со всего мира). Среди определённого набора параметров, как-то: открытость для бизнеса, качество жизни, предпринимательство, туризм и приключения, есть и воспитание детей. Да, тут мы на 73 месте. Однако, рейтинг был опубликован ещё в начале года и его методология довольно своеобразна.

Метод US news

Как сообщает издание, модель ранжирования разработана группой BAV group и школой Уортон Пенсильванского университета, в частности профессором Дэвидом Дж.Рейбштейном, при консультативном участии самого издания. 

Для справки: компания BAV, специализируется на исследованиях силы брендов, а Дэвид Рейбштейн является профессором маркетинга.

Ими был определен набор из 65 признаков успешности стран. Респонденты оценивали, насколько тот или иной признак можно ассоциировать с той или иной страной.

Чем больше страна воспринималась как пример соответствия определенному признаку успешности, тем более высокий относительный балл ей присваивался и наоборот. Признаки группировались в соответствии с 9-ю оцениваемыми категориями: туризм и приключения, гражданственность, развитие культуры, предпринимательство, наследие, движущие силы, открытость для бизнеса, власть и качество жизни.

Причём оценивание признаков вышеназванных категорий формировалось ещё и путём группирования стран, имеющих сходные глобальные тенденции по мнению опрошенных. То есть по сути, рейтинг составлялся исходя из мнения, ассоциаций и восприятия людей, которые, возможно, даже никогда не были в оцениваемых странах.

Всего было опрошено 20 548 человек из 36 стран (Америки, Азии, Европы, Ближнего Востока и Африки). 11 591 человек — информированные представители элиты, 6081 — лица, принимающими решения в сфере бизнеса, и 6 927 человек из т.н. широкой общественности.

Для того, чтобы определить значение («вес») каждой категории при оценивании страны, рейтинги по каждой категории были соотнесены со страновым ВВП по ППС на душу населения по данным за 2017 год. Категории, которые демонстрируют более сильную связь с этим экономическим показателем, соответственно, получили большее значение в процентах. Ниже, для примера — категория, значение или «вес» категории в процентах и признаки (качества), соответствие которых той или иной стране (и в той или иной степени) оценивали опрошенные:

  • Приключения и туризм (2%): дружелюбный, веселый, приятный климат, живописный, сексуальный.
  • Гражданственность (15,88%): заботится о правах человека, заботится об окружающей среде, гендерном равенстве, прогрессивности, религиозной свободе, уважает права собственности, заслуживает доверия, справедливо распределяет политическую власть.
  • Развитие культуры (12,96%): доступность развлечений, мода, веселье, сильное влияние культуры, современность, престиж, трендовость.
  • Предпринимательство (17,87%): связь с остальным миром, образованное население, предприимчивость, инновационность, легкий доступ к капиталу, квалифицированная рабочая сила, технологический опыт, прозрачная деловая практика, хорошо развитая инфраструктура, хорошо развитая правовая база.
  • Наследие (1,13%): доступность культуры, богатая история, отличная еда, много культурных достопримечательностей.

С полным списком вы можете ознакомиться самостоятельно.

Одной из подкатегорий рейтинга является «воспитание детей». Таким образом, место страны в общем рейтинге и по категориям, по сути, определялось субъективным образом — в результате опроса. Кстати, общий балл страны (Казахстану досталось 66 место) отразил взвешенную сумму баллов по всем параметрам. Для справки, в категории «власть», мы в этом рейтинге на 36 месте.

Утверждение: Результаты PISA говорят о снижение грамотности школьников. Если в странах ОЭСР дети постоянно повышают результаты читательской грамотности, то у нас есть вопросы и определенная тенденция на ухудшение.

Ералы Тугжанов

Вердикт: Полуправда

Результаты PISA-2018 были обнародованы ещё в декабре прошлого года. При этом средние показатели ОЭСР по уровню читательской грамотности с 2009 года постепенно падают. Напомним, что исследование оценивает навыки 15-летних школьников в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Тогда же в декабре 2019-го министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на своей странице в Facebook признал, что «по сравнению с нашими же результатами в PISA-2009 и 2012 отмечается снижение» и что «Проблемы есть и они очень серьезные». Также он написал, что тест направлен не на выяснение уровня академических знаний, а на выявление функциональной грамотности и умения применять полученные знания, анализировать, критически мыслить.

Мы не раз писали о результатах международных тест-программ и наблюдающемся разрыве между городом и селом в плане образования. Повторяться не будем, обратимся к цифрам. Как видите, действительно, результаты казахстанских школьников имеют определённую тенденцию к снижению:

Фактчек | Ералы Тугжанов о грамотности школьников и месте Казахстана в рейтинге по воспитанию детей

*В 2015 году исследование PISA в Казахстане проводилось, но его результаты были исключены из базы данных ОЭСР поскольку метод сбора данных, как оказалось, не соответствовал регламенту.

А теперь сравним результаты Казахстана, со средними по ОЭСР и некоторыми другими странами, поскольку спикер также упоминал, что в плане PISA «Казахстан отстает от стран СНГ, практически, по всем показателям». Стоит отметить, что из всех стран СНГ, стабильно в исследовании помимо Казахстана, принимает участие только Россия. Беларусь и Украина поучаствовали в 2018 году, Молдова в 2015 и 2018 гг. Кыргызстан участвовал в 2009 году и на тот момент показал результаты ниже казахстанских, а в азербайджанском исследовании за 2018 год участвовали только школьники из Баку и показали отрыв лишь в пару баллов по чтению и естествознанию, тогда как казахстанские сверстники опередили их по математике на 3 балла. Для сравнения мы добавили ещё и информацию, касающуюся Грузии, хотя она и не входит в число стран СНГ.

Фактчек | Ералы Тугжанов о грамотности школьников и месте Казахстана в рейтинге по воспитанию детей

Источники: 2009, 2012, 2015, 2018.

Как показало исследование PISA 2018, Казахстан, действительно, отстаёт от других стран СНГ (кроме показателей по математике — тут мы опередили Молдову), участвовавших в исследовании, при этом он отстаёт и от средних показателей по ОЭСР, хотя при этом средние показатели по всем трём дисциплинам, как видим, имеют некоторую тенденцию к снижению, а вовсе не растут, как заявил заместитель премьер-министра.

Также стоит отметить, что, по крайней мере, в 2018 году, в России исследование проводилось только в московской области и Татарстане, в то время как в Казахстане тестированием были охвачены все области и, естественно, Алматы и тогда ещё Астана. Самые высокие результаты ожидаемо показали столичные школьники, а самые низкие по Казахстану — их ровесники из атырауской области.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz