(Материал обновляется)
В понедельник 2 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с посланием к народу Казахстана. Это первое послание нынешнего президента, и к нему было приковано внимание всех казахстанских СМИ. Несмотря на отсутствие прямого видеоэфира, которого многие ожидали, велась текстовая трансляция в Твиттере, а полный текст выступления уже доступен на сайте Акорды.
В своей речи президент дал не только ряд глобальных обещаний и поручений, но и озвучил более десятка утверждений о текущем положении дел в стране. Проверяем, насколько точен президент в том, что касается ВВП, доходов населения, госзакупок, соцобеспечения и многого другого.
Утверждение:
В 2018 году объем госзакупок составил 4,4 трлн тенге, из которых 3,3 трлн тенге (75 %) осуществлены неконкурентным способом из одного источника.
К. Токаев
Вердикт: Полуправда
Согласно годовому отчету портала государственных закупок, в 2018 году общий объем госзакупок составил 3.9 трлн тенге. Сумма заявленная президентом превышает сумму отраженную на портале на 500 млрд.
По данным телеграм-канала Datanomika 74% государственных закупок в 2018 году осуществлены неконкурентным способом. Авторы канала в качестве источника данных используют портал государственных закупок goszakup.kz

Утверждение:
По официальной статистике на учете по инвалидности состоит более 80 тысяч детей.
К. Токаев
Вердикт: Правда
По данным комитета по статистике, в республике в 2018 году зарегистрировано инвалидов среди детей до 18 лет 87 тыс. Вместе с тем, по тем же официальным данным, в 2018 году в Казахстане учтено 153,2 тыс детей с ограниченными возможностями в развитии.
Утверждение:
Несмотря на рост ВВП и доходов населения, имущественное расслоение внутри казахстанского общества сохраняется, и даже усиливается
К. Токаев
Вердикт: Манипуляция
Манипулятивность заявления заключается в том, что президент не говорит за какой период мы наблюдаем рост ВВП и доходов и в какой валюте. Если говорить о последних двух годах, то действительно можно заметить рост ВВП и даже незначительный рост доходов. Если о последних пяти, то до показателей 2013 года нам очень и очень далеко.
Так, по данным Комитета по статистике, ВВП в 2013 году составлял 236 633,3 млн долларов США, а в 2018 — 172938,7. При этом, если считать в тенге, мы действительно увидим стабильный рост от 35 999 025,1 млн тенге до 59 613 707,5. Однако, не будем забывать об инфляции, девальвации 2014 года и последующем свободном плавании тенге, в итоге которых он вдвое подешевел в отношении к доллару. Ниже представлены данные Комитета по статистике.
Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан // дата актуализации 07.08.2019 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
ВВП | ||||||
млн. тенге | 35 999 025,1 | 39 675 832,9 | 40 884 133,6 | 46 971 150,0 | 53 101 281,8 | 59 613 707,5 |
млн. долларов США | 236 633,3 | 221 417,7 | 184 387,0 | 137 278,3 | 162 887,4 | 172938,7 |
ВВП на душу населения | ||||||
тенге | 2 113 204,8 | 2 294 830,2 | 2 330 360,2 | 2 639 710,3 | 2 943 893,0 | 3261768,4 |
долларов США | 13 890,8 | 12 806,7 | 10 509,9 | 7 714,8 | 9 030,3 | 9462,4 |
Среднегодовой обменный курс доллара США | 152,13 | 179,19 | 221,73 | 342,16 | 326 | 344,71 |
Уровень жизни | ||||||
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения | ||||||
тенге | 56 453 | 62 271 | 67 321 | 76 575 | 83 053 | 92703 |
долларов США | 371,1 | 347,5 | 303,6 | 223,8 | 254,8 | 268,9 |
Величина прожиточного минимума | ||||||
тенге | 17 789 | 19 068 | 19 647 | 21 612 | 23 783 | 27 072 |
долларов США | 116,93 | 106,41 | 88,61 | 63,16 | 72,95 | 78,5 |
Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника | ||||||
тенге | 109141 | 121021 | 126021 | 142898 | 150827 | 162673 |
долларов США | 717 | 675 | 568 | 418 | 463 | 472 |
Цены | ||||||
Индекс потребительских цен (на конец периода, в процентах к декабрю предыдущего года) | 104,8 | 107,4 | 113,6 | 108,5 | 107,1 | 105,3 |
Если же посмотреть на статистику Всемирного банка, то там также отмечается рост ВВП республики с 2016 года, но показатели ниже предыдущего периода. ВНП на душу населения по данным Всемирного банка при этом устойчиво снижается.
Утверждение:
Разрыв качества среднего образования в городских и сельских школах с каждым годом увеличивается
Вердикт: Правда
Мы уже писали немного об этом факте: официально в Казахстане признаётся — результаты международных тестов TIMSS и PISA показывают, что знания у детей из социально менее благополучных семей ниже, как и знания у сельских школьников в сравнении с городскими.
А теперь немного подробностей.
В инфографике сравниваются результаты PISA-2012 по математике среди школьников из сельской местности, посёлков городского типа, моногородов, городов и мегаполисов, при этом ещё и сравниваются результаты по Казахстану и в среднем по странам ОЭСР.
В документе Казахстан в TIMSS и PISA-2015: результаты и факторы влияния утверждается, что городские учащиеся опережают сельских на 1 год.
Если говорить о результатах PISA по математике, то в 2012 году различие между сельскими школьниками и их городскими сверстниками составляло 13-15 баллов (420 и 443-445 баллов), а в 2015 разница составила уже 25 баллов. О казусе, связанном с проведением в Казахстан PISA 2015 мы тоже писали.
ВОУД СО (Внешняя оценка учебных достижений учащихся в казахстанском среднем образовании) показывает примерно то же самое. Хотя в сравнении с 2017 годом, в 2018 году ситуация улучшилась на 0,01 балл.
Утверждение:
За 5 лет число получателей адресной соцпомощи выросло с 77 тыс. человек до более чем 1,4 млн.
Вердикт: Правда (и манипуляция)
Число получателей адресной соцпомощи действительно значительно выросло с 2014 года, однако это случилось не столько из-за «серьезного роста патерналистских настроений», а в результате введения в 2018 году нового формата оказания АСП.
Согласно данным комитета по статистике министерства нацэкономики, с 2014 по 2017 годы численность получателей адресной социальной помощи снизилась в 2,4 раза – с 56,1 тыс до 23,3 тыс человек. С 1 января 2018 года в республике был введен новый формат адресной социальной помощи, который объединил в себе три вида выплат, которые до этого предоставлялись членам многодетных и малообеспеченных семей по отдельности. После объединения число получателей единой соцпомощи логически возросло и в 2018 году составило уже 571,6 тыс человек (рост в 24,6 раза по сравнению с 2017 годом). К 1 июля 2019 года получателей АСП стало еще больше – почти 1,6 млн граждан с доходами ниже черты бедности находятся на государственном попечении.
То есть — номинальная цифра действительно значительно выросла, но во многом за счёт изменения системы подсчёта.
Численность получателей (данные Министерства труда и социальной защиты РК) | 2016 | 2017 | 2018 |
Республика Казахстан | 28 786 | 23 267 | 571 584 |
Акмолинская | 713 | 499 | 12 371 |
Актюбинская | 311 | 240 | 20 082 |
Алматинская | 3 030 | 2 649 | 58 768 |
Атырауская | 2 666 | 2 035 | 10 949 |
Западно-Казахстанская | 2 226 | 1 528 | 16 815 |
Жамбылская | 2 185 | 1 597 | 74 517 |
Карагандинская | 3 056 | 2 723 | 10 967 |
Костанайская | 1 986 | 1 581 | 14 256 |
Кызылординская | 904 | 574 | 39 409 |
Мангистауская | 2 133 | 1 731 | 9 761 |
Туркестан | – | – | 195 620 |
Южно-Казахстанская | 1 496 | 1 106 | – |
Павлодарская | 597 | 522 | 6 977 |
Северо-Казахстанская | 1 927 | 1 501 | 8 723 |
Восточно-Казахстанская | 3 785 | 3 276 | 31 601 |
г. Астана | 1 381 | 1 329 | 4 601 |
г. Алматы | 390 | 376 | 2 781 |
г.Шымкент | – | – | 53 386 |
Утверждение:
Здесь дают о себе знать региональные дисбалансы в показателях здоровья населения, особенно по материнской и младенческой смертности. Да, этот показатель снижается, но все еще высок и значительно превышает уровень развитых стран.
Вердикт: Правда
По данным министерства здравоохранения, в 2017 году коэффициент материнской смертности в республике составлял 14,8 (на 100 тыс родившихся живыми). При этом в странах ОЭСР — Организация экономического сотрудничества и развития объединяет 36 развитых стран мира — среднее значение этого показателя в 2017 году находилось на уровне 6,3.
Официальная статистика сообщает, что в 2017 году коэффициент младенческой смертности в Казахстане составил 7,9 (на 1000 родившихся живыми). Аналогичный показатель стран ОЭСР в 2017 году был на уровне 5,9.
Утверждение:
Объем выделяемых из бюджета средств на соцподдержку с 2017 г. увеличился в 17 раз.
Вердикт: Без вердикта
Проверить достоверность высказывания не представляется возможным ввиду особенностей его формулировки. Понятие «соцподдержка» может относиться как к совокупным социальным расходам страны, так и к соответствующей функциональной статье республиканского бюджета, а также – учитывая контекст – может ограничиваться лишь объемами адресной социальной помощи (АСП).
2017 | 2018 | 2019 | |
Годовые расходы республиканского бюджета на социальную сферу | 3 679 млрд тенге | 4 206 млрд тенге | 5 388 млрд тенге |
С 2017 года бюджетные расходы на социальную сферу (социальная защита, здравоохранение, образование, культура, спорт, туризм) выросли на 46,5%.
Источник: Гражданский бюджет по вторым уточненным республиканским бюджетам 2017, 2018 и 2019 годов министерства финансов.)
2017 | 2018 | 2019 | |
Затраты республиканского бюджета на «Социальную помощь и социальное обеспечение» (январь-июнь) | 1 025 млрд тенге | 1 234 млрд тенге | 1 534 млрд тенге |
С 2017 года фактические затраты республиканского бюджета по статье «Социальная помощь и социальное обеспечение» выросли на 49,7%. (Источник: Исполнение республиканского бюджета (табл. 7) из Статистических бюллетеней министерства финансов на 1 февраля 2018 года, 1 февраля 2019 года и 1 июля 2019 года.)
2017 (на основании расчетов) | 2018 | 2019 | |
Бюджетные средства для выплаты АСП | 717,6 млн тенге | 28,9 млрд тенге | 130 млрд тенге |
С 2017 года с переходом на новый формат оказания АСП объемы бюджетных выплат для граждан с доходами ниже черты бедности выросли за два года примерно в 180 раз. (Источник: министерство труда и социальной защиты.)
Для того что бы оставить комментарий необходимо авторизоваться.