Правда ли, что у Моны Лизы нет бровей из-за болезней или моды?

В Сети можно встретить разные версии о том, почему у девушки Лизы дель Джокондо, изображённой на картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза», нет бровей. Наше внимание привлекли два объяснения: одна связана с модой, другая со здоровьем. Редакция Factcheck.kz решила проверить, насколько состоятельны эти теории.

В публикации 2018 года издание N+1 упоминает, что ещё в 2004 году группа ревматологов и эндокринологов из Бельгии обнаружила у Лизы ксантелазму (характерные бляшки на веке, встречающиеся у женщин с нарушениями метаболизма) и липому (воспаление жировой ткани). Учёные предположили, что у женщины было наследственное нарушение липидного обмена (гиперлипидемия), которое привело к раннему развитию атеросклероза и преждевременной смерти в возрасте 37 лет.

Там же сообщается о новом открытии: американские врачи Мандип Мера из Медицинской школы Гарварда и Хилари Кемпбелл из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре в письме редактору журнала Mayo Clinic Proceedings оспорили выводы бельгийских коллег. Во-первых, по уточненным данным, Лиза Герардини прожила 63 года (1479-1542). Во-вторых, утверждается, что вместо гиперлипидемии у Лизы был гипотиреоз — состояние, обусловленное недостатком гормонов щитовидной железы, что среди прочего может приводить к выпадению волос.

В 2023 году издание «Сноб» написало, что у Моны Лизы была алопеция (патологическое выпадение волос) — по крайней мере, такой диагноз девушке на полотне Леонардо да Винчи поставили новосибирские дерматологи. 

На форуме вопросов и ответов Quora некоторые пользователи объясняют отсутствие бровей у девушки на картине модой женщин эпохи Возрождения. Якобы в ту пору было популярно полностью удалять брови. Та же версия упоминается на форуме Reddit и в публикации группы «Стильные советы» на «Яндекс.Дзене».

Вердикт: Ложь

По имеющимся данным, первоначально брови Джоконды были изображены художником. Об этом свидетельствует исследование картины 2007 года. Косвенно факт подтверждается наличием копий картины (одна была, вероятно, написана современником, другая — примерно через 100 лет после Леонардо да Винчи). На обеих картинах тонкие брови различимы. Доподлинно неизвестно, какие заболевания могли быть у Герардини и были ли вообще. Однако видимое «отсутствие» бровей скорее объясняется тем, что произведение искусства попросту не удалось сохранить в исходном состоянии.

В подробностях 

В 2007 году в издании The Telegraph вышел материал об исследовании «Моны Лизы» парижским инженером Паскалем Коттом, который скрупулёзно изучал детальные цифровые сканы картины разрешением 240-мегапикселей, сделанные с использованием 13-ти, а не 3-х как обычно, цветных фильтров.

В материале BBC уточняется: Котт потратил на исследование 3 тысячи часов, а сканы он сделал в лаборатории Лувра, где хранится работа да Винчи. Инженер решил узнать, как выглядела картина до многих попыток реставрационных работ и пришёл к выводу: у Моны Лизы когда-то были и брови, и ресницы. Котт заявил, что если присмотреться к портрету, можно увидеть, что трещины в краске вокруг глаз будто были стёрты; исследователь объясняет это возможными последствиями реставрационных чисток. 

В 2012 году мировые СМИ облетела новость: в Испании открыли уникальность одной из копий «Джоконды», хранящейся в Музее Прадо. Вот что о ней писало «Международное французское радио».

Считалось, что она была написана примерно век спустя после оригинала неким фламандским мастером. Что касается нынешнего открытия, то его удалось сделать с помощью рентгена. Копию «Джоконды» «просветили» перед реставрацией и обнаружили, что по ходу написания она подвергалась таким же исправлениям, что делал и Леонардо, работая над оригиналом — в период приблизительно с 1503 по 1505 год.

Таким образом, очевидно, что речь идёт о копии, которая писалась одновременно с оригиналом. Попутно было обнаружено, что портрет выполнен не на ореховой доске, а на дубовой — ещё одно свидетельство его итальянского, а не фламандского происхождения.

Кроме того, в ходе реставрации был снят слой черной краски, которой был замазан фон портрета. Под ним был обнаружен пейзаж — такой же, что и на подлиннике Леонардо. Пейзаж закрасили, по мнению исследователей, в 18 столетии, чтобы не нарушать единообразия. Ведь «испанская Мона Лиза» некогда висела во дворце на одной стене с портретами, написанными на чёрном фоне.

Из публикации «Международного французского радио»

Таким образом, испанская копия «Моны Лизы», в отличие от многих других, писалась не с готового оригинала. Предполагаемый автор, — ученик Леонардо да Винчи, — работал в одной с ним мастерской, и его картина отражает изменения, которые вносил великий художник в шедевр по мере его создания. Кроме того, копия сохранилась лучше оригинала. 

Но для нас важнее тот факт, что в мадридской копии хорошо видны брови.

Правда ли, что у Моны Лизы нет бровей из-за болезней или моды?
Скриншот с видео Музея Прадо, слева — оригинальная картина, справа — копия

На сей факт отдельно обратил внимание пользователь блог-платформы Medium дизайнер Даниэль Вошарт. В своём текстовом материале с красочными иллюстрациями он напомнил о выводах Паскаля Котта, также рассказал об открытии 2012 года, касающемся уникальности «Джоконды» из Музея Прадо. А после в познавательных целях Вошарт продемонстрировал результат своей «цифровой реставрации».

Автор привнёс в оригинал да Винчи лучше сохранившиеся цвета и детали копии из Прадо. Использовал он сканирование с высоким разрешением (C2RMF) и замену цвета в программе Photoshop. Цель Вошарта: показать, как могла выглядеть оригинальная картина, если бы лучше сохранилась.

Правда ли, что у Моны Лизы нет бровей из-за болезней или моды?
Слева — “отреставрированная” версия Дэниэля Вошарта, справа — оригинал

Дополнительно мы решили найти сведения об известных копиях «Моны Лизы», созданных, в отличие от испанской картины, уже после создания оригинала. Расчёт был на то, что эти копии могли зафиксировать шедевр да Винчи в лучшем, чем в 21 веке, состоянии. И наши ожидания оправдались.

В 2021 году агентство Reuters писало о том, что копия «Джоконды» ушла с молотка на парижском аукционе за 210 тыс. евро. Аукционный дом Artcurial заявил, что копия, датируемая примерно 1600 годом (то есть, написана она спустя сто лет после да Винчи), поразительно похожа на оригинал. В публикации имеется видео, на котором на изображении Лизы дель Джокондо можно разглядеть тонкие брови. 

Дальнейший поиск привёл нас к видео хорошего качества аукционного дома Artcurial, на котором картину можно разглядеть ещё лучше. Брови здесь также вполне различимы.

Правда ли, что у Моны Лизы нет бровей из-за болезней или моды?
Скриншот видео аукционного дома Artcurial

Кстати, это изображение не противоречит получившемуся результату «цифровой реставрации» Вошарта, портрет которого получился весьма похожим.

Журналист, медиакритик, фотограф. Работал на ТВ (телеканалы «Алматы», Astana, КТК, 7 канал), в печатных и мультимедийных интернет-изданиях, сотрудничал с проектом «Радиоточка» до его закрытия в 2017 году, занимался медиакритикой в издании «Новый репортёр».

Factcheck.kz