Недавно казахстанские СМИ сообщили (1, 2, 3, 4) о том, что акимат Алматы выставил на продажу транспортные средства из известного «кладбища автобусов», на содержание которого тратились большие суммы. Редакция Factcheck.kz решила разобраться, сколько власти города уже могли заработать на продаже «кладбища автобусов» и сколько ещё могут заработать.
Дисклеймер: в материале приводятся приблизительные расчёты, часть которых основана на минимально возможных значениях и прогнозных данных.
573 автобуса на металлолом
Продажа автобусов проходила в формате аукциона через Электронную торговую площадку. На платформе часто выставляют на продажу конфискованное имущество осужденных чиновников, олигархов и других лиц. К примеру, через ЭТП пытались реализовать дом осужденного экс-главы КНБ Карима Масимова, автомобиль Bentley бывшего вице-министра индустрии Тимура Токтабаева, а также дорогие часы, бриллианты и прочие ценности.
Примечательно, что автобусы продавали разными способами. Так, согласно данным Электронной торговой площадки, ТОО «Алматыэлектротранс» продал 573 автобуса марки Yutong как металлолом. Торги стартовали 3 июня. Оценочная стоимость автобусов составила 93 314 747 тенге, однако по итогам торгов сумма сделки достигла 160 332 109 тенге. Таким образом, один автобус обошелся покупателю примерно в 280 тысяч тенге.
Также стоит учитывать, что каждый из участников аукциона должен был уплатить гарантийный взнос в размере 13 997 213 тенге. Однако сколько потенциальных покупателей участвовало в торгах — неизвестно.
В описании отмечается, что автобусы были выпущены в 2010 году. Во время аукциона они находились на территории посёлка Кайназар. Согласно условиям, победитель торгов обязан самостоятельно вывезти транспорт в течение 60 календарных дней с территории продавца. Разборка техники, если она необходима, должна производиться вне места хранения и за счёт покупателя.
Таким образом, на продаже 573 автобусов Yutong власти заработали минимум 174 329 322 тенге (с учётом минимального числа покупателей — одного).
86 автобусов по дешёвке
Автобусы марки Yutong — не единственный вид транспорта, реализованный через аукцион. Власти также продали 86 автобусов марки ЛиАЗ. Примечательно, что каждый из них продавался по отдельности.
Согласно описанию, все автобусы окрашены в зелёный цвет и находятся в нерабочем состоянии. Год выпуска — 2017. На продажу их выставил Отдел экономики и финансов Илийского района. Торги состоялись в июне. При этом стартовая цена каждого из автобусов варьировалась от 3 059 280 до 3 561 240 тенге, хотя оценочная стоимость составляла около 1,2 млн тенге за единицу. Тем не менее, по факту автобусы были реализованы за сильно меньшие суммы — от 76 159 до 161 254 тенге за штуку.
Кроме того, каждый участник аукциона был обязан внести гарантийный взнос, который чаще всего составлял 152 964 тенге (примеры тут, тут и тут). В большинстве случаев в торгах участвовали по три покупателя. Обе цифры — минимальные показатели. То есть в некоторых торгах число участников и взнос были выше.
Согласно расчётам, 86 автобусов были проданы примерно за 9 395 533 тенге. А если учесть среднее количество участников и размер гарантийных взносов, то всего они внесли дополнительно как минимум 39 464 712 тенге. Таким образом общая сумма, полученная от продажи автобусов ЛиАЗ, составляет не менее 48 860 245 тенге.
Всего с продажи двух партий автобусов, если опираться на эти цифры, руководство города заработало как минимум 223 189 567 тенге.
Что ещё не продали
Отметим, что власти продали ещё не все автобусы, которые планировали. Согласно данным Электронной торговой площадки, в статусе приёма заявок сейчас находятся ещё 86 автобусов марки ЛиАЗ. Их стартовая цена аналогична предыдущим лотам — от 3 059 280 тенге за единицу. Однако, как показывает практика, продадут их, вероятнее всего, по тем же ценам, что и предыдущие.
Если использовать для ориентировочного расчёта те же параметры — количество автобусов, гарантированные суммы по предыдущим аукционам и неизменный размер гарантийного взноса — то власти могут заработать ещё 223 189 567 тенге.
Таким образом, если учитывать все прошедшие торги и текущие заявки, акимат Алматы потенциально получит от реализации имущества на «кладбище автобусов» не менее 620 708 456 тенге.
Примечательно, что попытки продать эти зелёные автобусы предпринимаются ещё с апреля, однако множество торгов не состоялось. На портале указано, что в апреле текущего года не удалось провести 77 аукционов по автобусам ЛиАЗ, в мае — 228, а в июне — 83. Основной причиной стала нехватка заинтересованных покупателей.
Также интересно, что большая часть автобусов ЛиАЗ хранится по адресу: Алматинская область, Алатауский городской акимат, микрорайон Жетыген, улица Ертыс, 19. Это адрес первого «кладбища автобусов».
Сколько стоило «кладбище автобусов»
Ранее Factcheck.kz рассказывал о том, сколько власти Алматы тратят на содержание «кладбища автобусов». Напомним, в 2023 году в поселке Жетыген, обнаружилась территория, где на тот момент хранилось 823 единицы транспорта. Тогда активно поднимался вопрос о том, почему городские власти не попытались отремонтировать автобусы. В «Алматыэлектротранс» аргументировали это переходом к более экологичному виду транспорта.
В конце 2024 года акимат Алматы заключил контракт на 175 000 000 тенге на предположительную аренду нового «кладбища». Речь шла о территории площадью не менее 4,9437 гектаров в черте города или не более 50 км от его границы. Власти взяли её в аренду до конца 2025 года. Стоянку намеревались оградить двухметровым забором, железными воротами и установить по периметру камеры наблюдения.
В техспецификации указывалось, что территория в 5 гектаров необходима для сбора и хранения вышедших из эксплуатации транспортных средств. Всего там планировалось содержать уже 1123 единицы транспорта. На это указывал ещё один контракт на 125 000 000 тенге от «Алматыэлектротранс» по перевозке 923 автобусов из посёлка Жетыген, 200 единиц транспорта из автобусного парка «Восток» и ещё 100 из «Троллейбусного парка №1». Суммарно новое «кладбище», если опираться на данные портала госзакупок, обошлось властям в 300 000 000 тенге.
В итоге, несмотря на всю критику, как со стороны общественников, так и со стороны представителей власти, акимат Алматы не стал реставрировать старые автобусы, а решил их продать. Более того, с 2023 года госорганы потратили больше 200 млрд тенге на закупку электробусов и газовых автобусов взамен сломанных. Это решение объяснили необходимостью заменить весь общественный транспорт на экологичный.