В своём первом Послании народу Казахстана 2 сентября 2019 года президент Касым-Жомарт Токаев впервые упомянул термин «слышащее государство», подразумевающий постоянный диалог власти и общества. «Слышащее государство» стало одной из основ политической деятельности Токаева. Работает ли она на практике — вопрос дискуссионный. Однако чиновники делают всё возможное, чтобы создать видимость прогресса и работы за счёт рекламы.
Просматривая портал госзакупок, редакция Factcheck.kz нашла интересное объявление от акимата Усть-Каменогорска. Местные власти решили снять фильм о том, как в городе успешно реализовывается «слышащее государство».
Фильм за три миллиона
В начале октября отдел внутренней политики Усть-Каменогорска разместил объявление о закупке услуги редактирования и создания фильма, который рассказывает о применении и развитии концепции «слышащего государства». На тендер было выделено 5 357 143 тенге. Победителем было объявлено ТОО «ТОО MAGZYM», а итоговая сумма снизилась до 2 799 999 тенге.
Согласно техспецификации, в фильме должны быть продемонстрированы процессы развития и применения концепции «слышащего государства» в Усть-Каменогорске. Задача — рассказать населению о действующих институтах «слышащего государства», вовлечь в активный диалог и наладить взаимодействие с властью.
Кроме того, в картине должны быть продемонстрированы существующий прогресс и достигнутые результаты, мнение жителей Усть-Каменогорска, ранее активно использовавших институты «слышащего государства».
Фильм будет создан на двух языках — казахском и русском. Запись планируется на DVD-дисках или флеш-накопителе с художественным оформлением вкладыша-обложки кейса. Хронометраж фильма – 10 минут на обоих языках. Также предусмотрено размещение отрывков в четырёх местных пабликах и соцсетях, а также полных версий на YouTube и новостном портале Усть-Каменогорска.
Патриотизм в соцсетях
Закупка акимата Усть-Каменогорска выглядит неоднозначно, поскольку по сути ставит своей целью создание благоприятного имиджа местным чиновникам, которые якобы активно выполняют поручение президента. Однако отметим, что местные власти и ранее отмечались нецелесообразными тратами бюджета.
Так, в 2022 году акимат планировал потратить более 820 тысяч тенге на создание 400 патриотичных стикеров, которые будут использоваться в мессенджерах WhatsApp, Telegram и социальных сетях Instagram и TikTok. Позднее авторы тендера дополнительно попросили 40 известных личностей города попозировать для мемов. После заключения контракта сумма снизилась до 578 тысяч тенге, все деньги были уплачены ещё в декабре 2022 года, однако стикеры так и не появились.
О судьбе стикеров из Усть-Каменогорска стало известно только в марте 2023 года. Отвечая на запрос издания ProTenge, в пресс-службе акимата сообщили, что подрядчик не доделал свою работу, то есть не опубликовал мемы и стикеры в соцсетях и поэтому вернул в бюджет 290 тысяч тенге. А сотрудника, который принял неполную работу привлекли к дисциплинарной ответственности.
Акимат Усть-Каменогорска в целом питает большой интерес к самопиару через соцсети. Например, в 2020 году чиновники заключили договор с ТОО “Effective Media Liaison”, которая является учредителем издания Tengrinews, на сумму 3,1 млн тенге по размещению материалов о деятельности исполнительной власти.
Примечательно, что после заключения контракта, Tengrinews опубликовал у себя в Telegram скриншот неоднозначной переписки жителя города с акимом Жаксылыком Омаром. Неравнодушный гражданин жаловался управленцу на ямы на дорогах и подписал: «Каждый раз с детьми прыгаем как сайгаки по этим лужам», на что Омар написал: «Ответишь за свои слова». Позднее госслужащий объяснил, что посчитал обращение мужчины — «оскорбительным и бездоказательным выпадом».
Вероятно, чтобы оправиться от репутационного ущерба, на следующий год акимат заключил ещё один договор на публикацию 160 хвалебных постов в городских пабликах в Instagram за 2,5 млн тенге.
По примеру старшего брата
Фильм о «слышащем государстве» — разумеется, не первый имиджевый ролик в стране, сделанный на бюджетные деньги. Более того, чиновники из Усть-Каменогорска вполне могли вдохновиться своими соседями — коллегами из акимата Восточно-Казахстанской области.
В 2023 году руководство ВКО выделило почти 20 млн тенге на съёмки двух фильмов о чрезвычайном происшествии в Риддере. Напомним, в начале ноября 2022 года в городе был введён режим ЧС местного масштаба из-за выхода из строя местной ТЭЦ. В результате 22 тысячи семей остались без тепла.
Картины назывались: «В АВРАЛЬНОМ РЕЖИМЕ как спасли Риддер от холода» и «Риддер ТЭЦ: от ЧС к HAPPY END». Как можно понять из названий, там рассказывалось о работе местных властей по ликвидации аварии и её последствий. Особое внимание уделили тогдашнему акиму области Даниалу Ахметову.
Акимат ВКО заказывает аналогичные имиджевые видео на самые разные темы: начиная от образования, медицины и туризма и заканчивая дорогами и известными людьми региона.
При этом самые крупные контракты выигрывает сам же акимат. Наиболее дорогие тендеры зачастую достаются ТОО «Шығыс ақпарат» учредителем которой является Управление финансов Восточно-Казахстанской области, а администратором отчётности — Управление общественного развития региона. Ежегодно компания выигрывает госзаказы на миллиарды тенге, причем практически все договоры заключаются без проведения конкурса.