Манипуляция | Ученики НИШ опережают школьников США в математике

1 декабря 2018 года глава государства выступал на форуме, посвященном 10-летию «Назарбаев Интеллектуальные школы». Нурсултан Назарбаев особо отметил «лучшие мировые стандарты обучения», которые практикуют в этих образовательных учреждениях, и рассказал об успехах их воспитанников: «Учащиеся НИШ входят в число лучших по математической грамотности. Они не уступают своим сверстникам Сингапура, Японии, опережают школьников Канады, Финляндии и США».

Значительная часть отечественных СМИ в своих заголовках предпочла особо выделить превосходство над Америкой.

Манипуляция | Ученики НИШ опережают школьников США в математике

Вердикт: Правда и манипуляция

Правда: Результаты оценки уровня математической грамотности учащихся НИШ в PISA, о которых сообщало министерство образования и науки, действительно превосходят уровень многих развитых стран мира.

Манипуляция: Вместе с тем, результаты, на которые опирается минобразования не признаны на международном уровне, не могут служить для какого-либо сравнения и не позволяют полноценно судить о реальном уровне знаний казахстанских школьников. Сравнение же одарённых учащихся НИШ со средним американским школьником является некорректным.

Сегодня единственными в мире общепризнанными инструментами сопоставительного замера качества образования являются международные исследования PISA и TIMMS. Обе программы в той или иной степени замеряют математическую грамотность детей и подростков.

На официальном уровне об участии учащихся НИШ в этих исследованиях было заявлено лишь единожды: в декабре 2016 года министерство образования и науки сообщило, что в «проекте PISA-2015 впервые приняли участие все 15-летние школьники Назарбаев интеллектуальных школ (2 061 чел.)».

В TIMSS-2015 участвовали порядка 9,5 тыс казахстанских школьников, однако в этот раз минобразования не представило список школ-участников, ограничившись лишь констатацией феноменально высоких результатов. СМИ критически восприняли их, а «Караван» даже предположил, что и в случае с TIMSS большая доля одаренных школьников могла значительно повлиять на итоговый результат.

Международные сравнения на основе PISA

Президент, говоря о результатах учащихся НИШ в исследовании PISA, действительно не ошибся. Если сравнить итоги оценки воспитанников НИШ и школьников Сингапура, Японии, Канады, Финляндии и США, получится следующая картина:

Манипуляция | Ученики НИШ опережают школьников США в математике

Однако, если добавить в получившийся график немного контекста, место Казахстана на мировой карте математической грамотности станет не столь однозначным:

Манипуляция | Ученики НИШ опережают школьников США в математике

Во-первых, ставить в пример уровень математической грамотности американских школьников совершенно не оправданно. Их способность использовать математические знания в обычной жизни в среднем ниже, чем в России и в большинстве развитых стран Европы. Даже учащиеся венгерских и литовских средних школ ненамного, но опережают своих американских ровесников.

Во-вторых, школьники из обычных казахстанских школ по уровню математической грамотности (см. последнюю строку графика) уступают участникам оценки из 41 страны мира – всего в исследовании приняли участие 72 государства. Если учесть, что 30 баллов PISA примерно равны одному году обучения, то 15-летний казахстанский подросток по своей математической грамотности соответствует школьнику из Сингапура в возрасте 11,5 лет, 13-летнему канадскому или 14-летнему российскому школьнику.

В-третьих, сравнение результатов тестирования обычных школьников из разных стран мира с их одаренными ровесниками из Назарбаев Интеллектуальные школы, очевидно, является некорректным по своей сути.

Провал PISA-2015 в Казахстане

Показатели, которыми оперирует министерство образования, основаны на результатах оценки только закрытых вопросов. Ведомство не скрывает этого, однако воздерживается от объяснения значения этой фразы. Дело в том, что команда PISA аннулировала все открытые ответы казахстанских школьников, посчитав их несоответствующими стандартам кодировки.

«Из-за того, что оценка, основанная лишь на закрытых вопросах, не обеспечивает адекватного охвата содержания, которое замеряют в PISA, и не может считаться сопоставимой с другими странами или с результатами прошлых лет, оставшиеся данные были расценены неподходящими для включения в международную базу данных», – говорится о Казахстане в техническом отчете по итогам PISA-2015.

Аналитиков PISA насторожили результаты Казахстана по открытым вопросам, оценка по которым производилась национальными кодировщиками (читай: казахстанскими учителями): они не коррелировали с результатами страны в предыдущих циклах исследования и с результатами ответов на закрытые вопросы в текущем цикле. Чтобы прояснить ситуацию, Казахстан попросили выслать в PISA 300 случайных буклетов, заполненных участниками исследования. После внутренней оценки представители международной программы указали на «значительную снисходительность» национальных кодировщиков по отношению к казахстанским школьникам, что и привело к признанию общих результатов недействительными.

Журналист-аналитик. Магистр социальных наук

Factcheck.kz