Фактчек | Отечественная лёгкая промышленность обеспечивает внутренний спрос не более чем на 10 %

4 января портал Tengrinews опубликовал материал, в котором среди прочего утверждается, что «в настоящее время отечественная лёгкая индустрия обеспечивает внутренний спрос не более чем на 10 процентов». Эта же информация есть на сайте Ассоциации предприятий лёгкой промышленности Казахстана.

Вердикт: Ложь

В стоимостном выражении доля отечественной легкой промышленности на потребительском рынке не более 3%.

Итак, поскольку новейших данных по итогам всего 2018 года Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК пока еще не разместил в открытом доступе, чтобы понять, какова доля отечественного легпрома на внутреннем рынке потребления, будем опираться на итоги 12 месяцев 2017 года, .

Для этого обратимся к документу Основные социально-экономические показатели Республики Казахстан. В 2017 году в казахстанской лёгкой промышленностью было произведено продукции на 98090 млн тенге.

А теперь посмотрим на объемы потребления товаров лёгкой промышленности в этом документе  Объем розничной торговли по отдельным товарным группам. Как известно, в структуру выпускаемой продукции легкой промышленности входят три компонента: производство текстильных изделий (51%, данные за 2018 год по Казахстану), производство одежды  38% и производство кожаной и относящейся к ней продукции  11%. В перечне реализованной продукции 4 наименования:

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность

Текстильные товары  75302,5 млн тенге
Одежда  776951,4 млн тенге
Обувь- 236991,9 млн тенге
Изделия из кожи и дорожные принадлежности  29508,1 млн тенге. В общем, за 2017 год изделий лёгкой промышленности было реализовано на 1118753,9 млн тенге.

Также необходимо посмотреть на объемы экспорта продукции легкой промышленности. Данные отражены здесь. В 2017 году экспорт текстиля и текстильных изделий составил 213 млн USD, обуви, головных изделий и галантерейных товаров  8,7 млн USD. Итого  221,8 млн USD или 74005,788 млн тенге (на конец отчетного периода курс равнялся 333,66).

От общего объема произведенной продукции отнимаем экспорт 98090 млн  74005,788 млн = 24084,212 млн тенге. Теперь сравним полученный результат (продукцию отечественного производителя, оказавшуюся на внутреннем рынке) и общий объем потребления товаров легкой промышленности на внутреннем рынке  1118753,9 млн тенге.
Формула: (24084,212×100%) : 1118753,9 = 2,15%

Таким образом, в 2017 году объем казахстанской продукции легкой промышленности, представленный на рынке составлял 2,15% в стоимостном выражении.

Для справки:

Объемы экспорта и импорта продукции легкой промышленности за январьмай 2018 года немного снизились. Информация Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК:

Объем экспорта продукции легкой промышленности в январемае 2018 года составил 63,5 млн. долл. США, что ниже аналогичного периода 2017 года в 1,9 раза.

Основными статьями экспорта в январемае 2018 года были волокно хлопковое (46%), прочее постельное белье х/б (9,1%), пряжа х/б содерж.85 мас.% хлопка (7,2%), дубленая кожа или кожевенный краст из шкур КРС (7,0%), ткани х/б, содерж. 85 мас.% хлопка (5,9%). Основной объем экспорта волокна хлопкового осуществлялся в Молдову, Латвию, Китай, пряжа х/б -Китай и Турцию, дубленой кожи или кожевенного краста  в Китай, Италию и Турцию, постельного белья х/б- в Россию, ткани х/б  Литва и Италия.

Импорт продукции легкой промышленности в январемае 2018 года составил 469,2 млн. долл. США, что ниже аналогичного периода 2017 года на 0,3%.
Основными статьями импорта в январемае 2018 года были одежда мужская и женская (41%), текстильные материалы (24%), продукция обувной промышленности (18%), саквояжи, чемоданы, дамские сумки-чемоданчики (4%) и прочие (13%). Основной объем одежды мужской и женской поставлялся преимущественно из Китая, Турции, России, Италии. Обувь импортировалась из Китая, Турции, России, Италии. Саквояжи, чемоданы, дамские сумки-чемоданчики из Китая, России, Италии и Франции. Текстильные материалы  из Китая, Узбекистана, Турции.

В целом, казахстанские производители, 96% которых составляют малые предприятия, по-прежнему сохраняют за собой рынок оборонного заказа и спецодежды.

Рынок неоднороден, и казахстанский производитель, как становится ясно из вышеприведенной официальной информации, обеспечивает спрос на спецодежду и оборонзаказ. За период январьноябрь 2018 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года производство товаров легкой промышленности выросло на 3,5% (см. Итоги работы промышленности в январеноябре 2018 года). Но необходимо отметить, что также из вышеприведённой информации понятно, что, в общем, импортируем мы продукцию с более высокой добавленной стоимостью, а экспортируем — наоборот.

Журналист, фактчекер, МА (Journalism for international students, University of Westminster, London), технический писатель, редактор, PR-специалист, руководитель проектов (медиа и PR)

Factcheck.kz